• 09-авг-2019, 00:00

Воображаемый друг. Стоит ли бить тревогу?

 

Фантазия ребенка – безгранична. Он познает мир и ищет собственные объяснения происходящему; порой они совершенно антинаучны, но в остроумии ребенку не откажешь. Вы уже привыкли ко всему, но вот ваше чадо снова удивило вас. В какой-то момент вы вдруг обнаружили, что у него завелся воображаемый друг. Причем ведет он себя с ним так, словно друг этот – самый настоящий. Он играет с ним, разговаривает, доверяет секреты. Иногда даже словно ведет диалог и спорит. С одной стороны, это довольно мило. Но с другой стороны – вызывает тревогу. А вдруг это признак настоящего психического расстройства? Давайте разбираться.

Насколько это нормально?
Начнем с того, что появление воображаемых друзей у ребенка – совершенно нормально. Это верное свидетельство нормального развития, особенно у детей младшего возраста. Они еще не разделяют реальную жизнь и выдумку – хотя и понимают, что именно реально, а что – фантазия. Для них совершенно естественно погружаться в игру и давать волю воображению.

Откуда берутся воображаемые друзья?
Вопреки расхожему мнению, воображаемый друг – вовсе не показатель того, что ребенку не хватает реального общения с родителями или с другими детьми. Просто так он погружается в свой собственный внутренний мир, открывает сам себя и создает себе личное пространство. Таким воображаемым другом может стать кто угодно – персонаж из мультиков или кино, герой сказки, волшебный зверь или порождение собственного воображения. Ребенок может «одушевить» какую-нибудь из своих игрушек или предмет домашнего обихода – вариантов масса.

Ранее уже упоминалось, что воображаемые друзья – не показатель недостатка общения. Но это все-таки может быть одной из причин. Дело даже не в количестве этого общения, а в качестве – иногда реальные друзья не удовлетворяют реальных нужд ребенка, связанных с общением; не разделяют его интересов, не настолько заинтересованы его переживаниями и мыслями, как бы ему хотелось. Не находя возможности обсудить свои мысли с реальными друзьями, он находит для себя невидимого собеседника, которому поверяет то, что его интересует.

Воображаемый друг – это зеркало ребенка, отражение его страхов, желаний и чаяний. Ему он поверяет то, что по каким-то причинам не может доверить родителям или друзьям. Он наделяет его качествами, которыми сам бы хотел обладать. И если вы прислушаетесь к его воображаемым беседам, то поймете, чего он на самом деле хочет, чего боится, к чему стремится.

Некоторые дети сохраняют своих воображаемых друзей до подросткового возраста. Но к этому возрасту определение невидимого друга часто сужается до «внутреннего голоса», до собственного альтер-эго, к которому можно обращаться тогда, когда нет возможности или желания общаться на волнующие темы с реальными людьми. Если подросток отдает себе отчет в том, что все это лишь воображение – волноваться нечего.

Когда стоит бить тревогу?
Даже при том, что это нормальное явление, возникающее в ходе нормального развития, стоит обратить внимание на некоторые тревожные признаки, которые могут быть симптомами психического расстройства:
• Ребенок совсем не различает реальность и выдумку. Он относится к нему, как к живому и удивляется, что взрослые его не видят. При попытках вразумить его он начинает настоящую истерику.
• Ребенок жалуется на то, что слышит голоса, которые не слышат другие. В одних случаях это может быть просто выдумка. Но в других – реальные слуховые галлюцинации.
• «Воображаемый друг» говорит ребенку пугающие вещи и призывает к разрушительным действиям, которые тот совершает. Может, это не свидетельство галлюцинаций, но деструктивные действия со стороны ребенка могут свидетельствовать о социопатическом расстройстве личности.
• Воображаемый друг сохраняется после выхода из детского возраста и вытесняет собой реальное общение.

Эти признаки свидетельствуют о том, что у ребенка есть реальные проблемы и его стоит сводить к психологу или, если есть такая необходимость, к психиатру. К счастью, в большинстве случаев это явление проходит с возрастом и не требует вмешательства специалистов.



Наши подопечные

Рекомендуемое

Комментарии 1

    1. Olga (Гости)

      Как бы это не было интересно для ребенка, это не нормально.Надо как-то отвлечь его от навязчивой проблемы.Занять его играми, общением.Общества с детками.Это должно помочь.

Добавить комментарий