- 21-дек-2021, 00:00
Действительно ли так безопасен метод контролируемого плача и режимность в воспитании детей?
В современной воспитательной практике в последнее время набирают обороты методики приучения детей к самостоятельному засыпанию, к формированию режима у младенцев. Данные методики кричат о своей полезности, о свободе родителей, говорят о правах матерей на отдых. Метод контролируемого плача заключается в постепенном «мягком» приучение детей засыпать самостоятельно, тем временем, когда мама стоит у двери комнаты плачущего ребенка, не в праве нарушить методику. А что же происходит в это время с психикой малыша? Какие мысли посещают формирующуюся личность? И так ли полезен метод самостоятельного засыпания или, как его еще называют, контролируемого плача?
Стоит начать с процесса рождения ребенка.
Девять месяцев двое еще незнакомых друг с другом людей существовали вместе, как единое целое: одна кровь, кислород, эмоции и переживания на двоих…И вот они встретились. С этого момента между матерью и ребенком строится прочная связь – связь, которая в дальнейшем выстроит отношения, чувства, решения, поступки и поведение ребенка в жизни.
Придя в этот мир, ребенок беззащитен, и природа выстроила все так, чтобы малыш не погиб.
Его плач, особенно в первые недели жизни, это вопрос не манипуляции, это вопрос выживания! Ребенок, крича, зовет своего взрослого, и, если взрослый незамедлительно приходит на этот зов, у маленького человека формируется четкая связь и понимание: я в безопасности, я защищен, я нужен, я не погибну, я спасен!
Но что же происходит, если взрослый не приходит на зов?
Малыш ведь не знает, что мама здесь рядом, что она просто стоит за дверью. А происходит то, что покричав какое-то время, от обессиливания ребенок засыпает. И, казалось бы, вот и хорошо! Но за это время одиночества в малыше закладывается глубокое понимание, что он один, он обречен, его взрослого нет…Он погиб! Это одиночество и заложит фундамент недоверия, неуверенности и ненужности в жизни. Неуверенные в себе люди, люди, не выдерживающие критику – это все последствия незаложенного в детстве фундамента доверия, нужности, заботы и любви.
Как часто «опытные» люди критикую молодых мам, советую меньше носить на руках, меньше укачивать и не сразу бежать на зов ребенка, меньше целовать и дарить нежность, говоря, что этим можно разбаловать ребенка. Однако по статистике, дети, которых часто носят на руках, в слингах, часто целуют и отвечают на плач, немного повзрослев, меньше пристают к маме и просятся на руки, чем дети, которых ограничили в укачивании и ласках. Если ребенок насытился в младенчестве вниманием и заботой, ему уже меньше нужны доказательства любви его взрослых, любви его мамы.
То же можно сказать и о приучении младенцев к режиму.
Некоторые мамы считают, что приучать кроху жить по расписанию нужно с самого раннего возраста. Ребенок может просыпаться ночью, и это нормально для малыша. Такой период длиться не более трех лет, а может, и меньше. Но что такое три года в сравнении с целой жизнью?! Можно использовать для отдыха дневной сон малыша и спать маме днем, набираться сил. В ранний период не нужно бояться попросить о помощи. Но зато, какой результат можно получить! Уверенность малыша, что он нужен, что любим. А в будущем – это готовность уже взрослого человека встречать проблемы и решать их, зная, что помощь придет, т.к. в детстве его взрослый не бросал и приходил на зов.
Из всего этого очевидно одно: метод контролируемого плача, отказ идти на зов маленького ребенка – ранит детей. Они вырастают с подсознательным чувством неуверенности и ненужности этому миру. Любая критика может ими восприниматься резко и зачастую даже может повлиять на становление личности. Отказ от метода контролируемого плача, внимание к малышу, ответ на его потребности – это фундамент будущей здоровой психики человека.