• 28-апр-2023, 00:00

Почему нельзя наказывать детей и как тогда воспитывать?

 

На сегодняшний день существует несколько моделей воспитания, в которых прослеживаются различные способы воздействия.

Модель привязанности
Где родитель выступает в качестве защитника, опоры. Если ребенку нужно что-то запретить - его останавливают в прямом смысле. Главная ценность - взаимоотношения с детьми. Родители четко следуют правилам, выставляют определенные требования. Дети хорошо приспособлены к жизни.

Модель подчинения
Когда ребенок - помеха, обуза. Взрослый обеспечивает естественные потребности, пренебрегая чувствами, эмоциональной близостью. В такой модели распространены физические наказания и унижения, с целью подчинения и беспрекословного послушания.

Модель безусловной любви
Дети – центр вселенной, все для них, все разрешено. Взрослый выступает в роли друга, ребенок не получает чувства защищенности, пытается сам стать главным, но больше капризничает, тревожится.

Чаще всего используют следующие способы наказаний:

Изоляция. Детей, возраста от 3 до 7 лет оставляют “подумать”, в стороне (на стульчике), над своим поведением. Если взрослые сопровождают тайм-аут грубыми словами, негативным отношением — дети чувствуют себя униженными и ненужными. Тогда такой способ принесет мало пользы.
Эффективной изоляция может быть, если отстранение на короткое время, а родитель спокойно объясняет причину отстранения.

Игнорировать, не обращать внимание. Взрослый показывает, что за плохое поведение – тебя не любят, не хотят общаться. Малыш воспринимает это всерьез, т.к. не может по другому. Такой метод не эффективен, может повлечь другие проблемы поведения в дальнейшем.

Физическое наказание (шлепок, подзатыльник и др.). Любое насилие – порождает новое насилие. Это замкнутый круг. Ребенок может быть послушен некоторое время, т.к. боится боли и вместе с этим чувствует обиду, злость. Может придумывать какие-то способы мести. Физическое воздействие – не объясняет поведение, не учит самоконтролю. Наоборот, ребенок понимает – агрессия единственный способ получить желаемое. В дальнейшем будет применять этот метод в общении со сверстниками (бить слабого).

Метод “естественных последствий”
Родители не оказывают никаких действий, чтобы ребенок “понял” последствия своего поступка. Например: Малыш опоздал к обеду — остается голодным. Забыл зонт в школе – идет под дождем, мокнет и т.п. Кажется – ребенок все поймет и не будет больше так поступать. На самом деле, он чувствует разочарование, ведь родитель – который должен обеспечивать комфорт и благополучие – отказывается помогать.

Как же следует тогда воспитывать?

Необходимо объяснять причину, за что наказан. Должны быть правила, которые поддерживают все взрослые (ограничение гаджетов по времени/ запрет на сладости/ нельзя никого бить и др.). Наказание должно приходить в исполнение сразу, а не через два часа или неделю. Так ребенок лучше поймет какой проступок бы негативным. Следует помнить, наказывая нельзя лишать того, что он получал за успехи. Малыш должен понимать – подарки заслуживают хорошими поступками, плохое поведение – не будет желаемого. Нельзя унижать, физически воздействовать, шантажировать. Плохой – поступок, а не ребенок. Необходимо помнить возрастные особенности детей. Часто бывает, у родителей завышены ожидания. Например: малыш в 1,5 года не может еще кушать “чисто”, не следует требовать от него излишней аккуратности.

От постоянных наказаний у ребенка снижается самооценка, появляется закомплексованность, возникают трудности в общении, учебе. Если детям не давать возможности испытывать и выражать эмоции, не учить с ними справляться, то им сложно будет решать жизненные трудности.


Рекомендуемое

Добавить комментарий