Отвечая на вопросы о детской лени и причинах ее появления, специалисты обращают внимание родителей на то, что ленивым ребенок становится в результате неправильного воспитания. По своей натуре малыш, если он здоров, очень активен и энергичен. Однако взрослые сами начинают культивировать лень у своего чада. «Не лезь, ты еще маленький», «Давай я тебе помогу, так будет быстрее», как часто слышит кроха такие высказывания пап и мам и привыкает, что те за него все сделают! Чтобы этого не происходило, психологи советуют исключить из воспитания такие факторы, которые приводят к развитию лени у детишек.
Наиболее часто встречающиеся причины детской лени
1. Недостаточная мотивация — одна из главных причин. Многие дети, не чувствуя интереса к какой-либо деятельности, отказываются выполнять ее. Школьники не желают выполнять домашние задания, малыши — убирать свои игрушки, дошколята — ухаживать за своей одеждой. Родители сердятся и называют лентяями своих сыновей и дочерей. Им невдомек, что у деток нет мотива к выполнению работы. Когда близкие проявляют смекалку и придумывают интересные приемы, например, устроить соревнование или использовать поощрение, то ребята с увлечением начинают работать.
2. Отсутствие уверенности в себе — часто бывает тормозом на пути ребенка к овладению новыми навыками. А родители ошибочно начинают думать, что чадо ленится, не хочет заниматься, узнавать новое. Если обратить внимание на такую особенность крохи, помочь ему стать увереннее, то легко можно устранить «кажущуюся леность». Всего лишь надо вспомнить себя, взрослому человеку тоже нелегко осваивать новые дела, и он до последнее оттягивает начало.
3. Темпераментные особенности — каждый ребенок обладает индивидуальными особенностями, которые зависят от типа темперамента, свойств нервной системы. Например, дети меланхолического или флегматического типа гораздо медленнее откликаются на просьбы взрослых выполнить какое-либо задание, и зачастую от этого кажутся окружающим довольно ленивыми. А вот активные холерики и жизнерадостные сангвиники деятельны и энергичны, хотя не факт, что они выполняют задания лучше и быстрее. Поэтому окружающим следует присмотреться к деткам, прежде чем выносить вердикт о наличии лени.
4. Физическая усталость — появляется часто у детей, перегруженных учебными занятиями, дополнительными кружками, энергичной деятельностью. К концу дня может возникнуть переутомление, и ребенок просто не в силах выполнять еще какие-либо требования домочадцев. Например, на призыв бабушки разобраться на своем письменном столе или просьбу мамы вывести на прогулку собаку отвечает отказом. Маленький человек, не отзываясь на просьбы окружающих, производит впечатление лентяя. Близким надо быть более чутким к жизни крохи и, желая воспитать трудолюбивого, самостоятельного человека, уметь гармонично выстраивать его распорядок дня.
5. Психологическое истощение — порой родители сами виноваты в том, что чадо утомляется при дефиците двигательной активности. Они заставляют своего взрослеющего отпрыска заниматься учебой, компьютером, посещать интеллектуальные занятия, много читать, решать логические задачи. Все это хорошо, но в определенной мере. Перебор интеллектуальных занятий приводит к тому, что ребенок, психологически уставая, отказывается трудиться. Его трудно заставить прибраться в своей комнате, разложить красиво свои вещи, помочь маме приготовить ужин, поухаживать за домашним питомцем. В результате чадо получает прозвище лентяя.
6. Чрезмерная забота старших — зачастую приводит к появлению детской лени. Хотя даже кроха начинает проявлять самостоятельность по отношению к самому себе, взрослые продолжают опекать его. Вот бабушка натягивает дошкольнику колготки, а мама собирает портфель младшему школьнику. Многие носят ранец, провожая ребенка в школу. Если спросить взрослого, зачем он так делает, не позволяя чаду проявить самостоятельность, каждый ответит, что он еще маленький. Вот и получается, что близкие выполняют за отпрыска всю домашнюю работу, а потом жалуются на его лень.
Совет! Чтобы избавить ребенка от привычки лениться, всем домочадцам надо пересмотреть свое отношение к нему, определить его обязанности среди остальных членов семьи. И не провоцировать свое чадо на лень неумением и нежеланием разобраться в причинах лености.