Диагноз "аутизм" уже давно набил оскомину, потому что ставится фактически каждому третьему ребенку.
Матери отчего-то называют таких детей "особенными" и "солнечными", хотя на самом деле эти слова не имеют ничего общего с действительностью. Вещи необходимо называть своими именами, а не прятаться за красивые формулировки.
Ребенок-аутист является прежде всего больным, а не каким-то неземным или прекрасным. Все это типичные глупости "мамских" форумов, на которых зачастую сидят весьма недалекие дамочки. Ориентироваться на них бессмысленно, ибо они любую фразу вывернут в свою пользу. Надо слушать врачей, а не интернет-пользователей.
Если рассуждать грубым языком медицины и психологии, то аутизм — это навсегда. Такой человек всегда будет отличаться от окружающих, но при этом важно привить ему нормальное понимание жизни. Он не должен требовать особого отношения, а уж носиться с ним и вовсе не стоит, потому что он вполне вменяем и отдает отчет в своих действиях. Да, он видит мир несколько иначе, но это не дает ему права устраивать истерики и кататься по полу.
К сожалению, таких "особенных" детей сейчас активно пытаются приобщить к среднестатистической жизни, совершенно не понимая того, что они мешают остальным. Их приводят в государственные детские сады, причем не в коррекционные группы, а в общие. Это настоящий ад для воспитателя, который буквально разрывается между обычными детьми и этим "солнцем". Последнее, как правило, ведет себя неадекватно: бьется головой о стену, валяется на полу, не идет на контакт со сверстниками, не воспринимает слов педагога. А потом еще и родители предъявляют претензии, мол, плохой преподаватель обидел их "солнечное" чадо. О том, что аутист не может находиться в одной группе со здоровыми детьми, они не думают, потому что в принципе не приучены это делать. Они умеют только требовать и качать права.
Многие выросли в обычных условиях, а о существовании у себя данного диагноза узнали только во взрослом возрасте. Да, в некоторых моментах им было нелегко, но тогда не существовало повального увлечения психиатрией. То есть аутисты вполне способны адаптироваться к обществу, пусть и с некоторыми сложностями. Если не акцентировать внимание на болезни, то можно увидеть достаточно адекватного ребенка. Вроде бы родители водят свое чадо по психологам и психотерапевтам, но результатов не добиваются.
Чтобы помочь ребенку-аутисту по-настоящему приспособиться к жизни, надо сделать следующие вещи:
1. Детский сад и школа должны быть специализированными, а не общими. Там работают педагоги, которые профессионально занимаются такими детьми и знают, как найти к ним подход. Впрочем, школу можно выбрать и среднюю общеобразовательную, если ребенок в принципе умеет держать себя в руках. Но дошкольное учреждение — только коррекционное.
2. Нежелательно говорить ему о диагнозе. Это как в случае с онкологией: если человек не знает об этом, то он просто живет. Аутисты, как правило, весьма чувствительные и понимают происходящие события по-своему. Кто знает, возможно, они будут в дальнейшем спекулировать собственным здоровьем для получения каких-то льгот.
Таким образом, аутизм — это болезнь, однако не смертельная и поддающаяся коррекции. Главное — не делать из нее некий культ, как это стало модно в последние годы. Это так же глупо, как кичиться наличием сахарного диабета или вегетососудистой дистонии. Нормальный человек не станет хвастаться своими болячками и выставлять их напоказ. А "особенность" ребенка-аутиста — это расстройство психики. И гордиться тут совершенно нечем.