Если в семье «созрел» первоклашка, то родители задаются вопросом: как собрать его в школу и ничего не забыть? Проблема состоит в том, что ребёнка надо подготовить психологически и многому научить. Первый класс – важный и ответственный период в жизни, поэтому родителям приходится потрудиться, чтобы их чадо было максимально подготовлено, а период адаптации в роли первоклассника прошёл безболезненно.
Навыки и знания. Предполагается, что ребёнок приходит в школу с некоторым багажом знаний. Для этого взрослым необходимо ежедневно заниматься с ним не менее двадцати минут, постепенно усложнять задания, периодически хвалить. Регулярные тренировки не проходят даром, в результате малыш должен научиться следующему.
Мыслить. Необходимо развивать пространственное и логическое мышление. Для этого рекомендуется «проходить лабиринты», раскрашивать по цифрам, соединять точки. Ребёнок тренируется находить лишний предмет, различать фигуры.
Быть внимательным. Очень важно, чтобы первоклашка умел концентрировать внимание на главном. Например, отвести свой взгляд от воробья за окном и смотреть на учителя, слушать, о чём он говорит.
Запоминать. Только тогда можно избежать проблем с изучением школьного материала. Надо рассказать какую-либо историю и попросить повторить её своими словами. Малыш должен уметь запоминать фигурки, символы, картинки, цифры.
Развивать мелкую моторику рук. Для этого нужно уметь правильно держать карандаш, ручку, кисточку. Тренироваться писать, рисовать, вырезать, лепить, клеить.
Быть прилежным. Ребёнок должен содержать в чистоте и порядке школьные принадлежности, всё делать точно и аккуратно.
Однако подготовка к школе заключается не только в приобретении определённых навыков и знаний.
Психологическая готовность
Она имеет не менее важное значение. Выделяют четыре вида.
Личностно-социальная.
Ребёнок умеет контактировать со взрослыми и сверстниками. Имеет опыт общения с незнакомыми людьми, которые встречались в разных общественных местах. Не пугается шума и толпы при посещении массовых мероприятий.
Эмоционально-волевая.
Будущий школьник делает не только то, что ему хочется, но и то, что надо. Он учится не бояться проблем и трудностей, управляет своими эмоциями, умеет спокойно сидеть за рабочим столом после подвижной игры. Изучает даже то, что ему не очень интересно.
Интеллектуальная.
Умеет читать и писать, старается думать, анализировать и делать выводы. Сам находит ответы на вопросы-почемучки, рассуждает.
Мотивационная.
У ребёнка уже сформировано положительное мнение о школе, занятиях, учителях, одноклассниках. Он должен знать, что в школе хвалить по каждому поводу никто не будет, поэтому родителям следует поощрять своё сокровище не за каждое действие, а за видимый результат.
Большое значение имеет режим дня. Если в детском саду малыш соблюдал установленный распорядок, то за лето «распустился»: завтрак смещается к обеду, обед – к ужину. Ребёнок позже укладывается в постель и спит зачастую до полудня. И так изо дня в день. Чтобы избежать капризов, плохого сна, повышенной утомляемости, надо уже с середины августа установить чёткий режим, приближенный к школьному. Это позволит детскому организму заранее изменить свой распорядок и настроиться на «рабочий лад».
Кроме того, на родительском собрании перед началом учебного года озвучивается целый список необходимых в школе предметов. Приобретая их заранее, взрослые обеспечивают себе «спокойный сон», а ребёнку радость и уверенность в том, что у него всё имеется.
Итак, первокласснику понадобятся: портфель; букет на День знаний; дневник с твёрдой обложкой; сменная обувь и мешок для хранения; канцелярские принадлежности; школьная форма; спортивный костюм и обувь.
Дома для школьника должны быть: удобный письменный стол, стул с ортопедической спинкой, держатель для учебников, настольная лампа, подставка для ручек и карандашей.
Очевидно, что подготовить ребёнка вступить в ряды школьников не так просто, поэтому следует спокойно и ответственно подходить к вопросу. От этого зависят успешность и уровень самооценки ученика!