Редко кому из родителей ни разу не доходили жалобы из детского сада: либо сам побил, либо побит. Такова уж суровая реальности «маленького» общества детей. Воспитатель не особо разбирается кто начал первым, а кто – просто пострадавший. Беседы происходят обычно и с той стороной, и с той. Если ребенок виноват сам – тут все ясно. Надо принимать воспитательные меры. А если нет? Родители не могут постоянно опекать своего ребенка, поэтому обычно, они учат детей так называемой самообороне – «давать сдачу». И тут уж кто во что горазд: кто учит бить по носу, кто по голове книжкой. Кто просто толкнуть. Но ведь бывают разные ситуации. Как же научить ребенка защищать себя правильно, не покалечив других детей?
Кто прав?
Прав обидчик.
Перед тем, как обсуждать с ребенком, правильно ли он все сделал, нужно выяснить, кто или что стало причиной ссоры. Конфликты детей только на первый взгляд могут показаться глупыми, но если их запустить, количество драк и ссор может только увеличится. Если тот, кто ударил – прав и давал «сдачу», разговор нужно вести с ребенком с глазу на глаз, а ни в коем случае ни прилюдно говорить, что он неправ. Если до этого родители сами учили ребенка давать «сдачу» таким образом, то у малыша появится психологический диссонанс. И чувство несправедливости сразу выплеснется в негодование ребенка.
Прав пострадавший.
Бывает и так, что мама с папой неправильно определили понятие «сдачи» ребенку. К тому же, несправедливым для него может показаться и самая, казалось бы, незначительная ситуация. В этом случае, дети часто защищаются тогда, когда в этом нет прямой необходимости. Как говорится, лучшая защита – это нападение. В такой ситуации дети понимают, что виноваты, и пытаются всю вину спихнуть на другого. Мол, его обидели, и он так отреагировал. Здесь родителям следует правильно вычислить так ли это на самом деле, и если нет – обязательно указать ребенку на неправильность его действий.
Как учить?
Умей за себя постоять!
Необязательно «давать сдачу» кулаками. Ребенку нужно объяснить, что драться – можно, но только если это крайний случай, когда слова уже не помогают, а главное, когда его самого физически задевают. Надо объяснить, на что нужно обращать внимание, а на что – нет. Ведь особо восприимчивые дети могут вспылить раньше, чем предполагаемый обидчик заденет его. Часто, чтобы ребенка не трогали, ему достаточно просто уверенно сказать о том, что ему не нравится. Дети обычно цепляются к тем, кто более застенчивый и тихий, чтобы те не смогли пожаловаться или заступиться за себя. А если ребенок умеет защищаться, не применяя кулаки, он – точно будет в авторитете.
Проси помощи, но не угрожай.
Если словесные доводы не помогают, а ребенок слишком застенчивый, чтобы дать отпор, родителям следует объяснить, что просить помощи у старших – не стыдно и не страшно. Но здесь следует объяснить разницу между понятиями «жаловаться» и «просить помощи». Если ребенок будет бегать ябедничать воспитательнице всякий раз, когда тот почувствует опасность, это может войти в привычку. Неудивительно, если в дальнейшем ребенок станет жаловаться на всех подряд и пользоваться этим.
Учить ребенка постоять за себя нужно обязательно каждому родителю. Но делать это следует грамотно, чтобы в дальнейшем ребенку не было обидно или стыдно за содеянное.