Окунёмся в детство на ту стадию, где вроде есть ещё воспоминания, но они тусклые и вот-вот должны забыться. Маленький ребёнок, который едва встал на ноги идёт быстрым шагом по квартире и не заметив предмет интерьера, например, тумбочку, ударяется о неё и получает шишку на лбу. Слёзы, сопли, крики, перепуганные родители и успокаивающие речи. В этот момент один из родителей говорит: «Какая плохая тумбочка! Обидела нашего малыша! Пойдём поругаем тумбочку!» и вот он вместе со своим ребёнком идёт ругать плохую тумбочку. Но ведь разве тумбочка виновата в том, что ребёнок её не заметил? Подобная безобидная вещь является перекладыванием ответственности ребёнка на неодушевленный предмет. И ведь такие ситуации случаются часто. Потом родители говорят: «Пойдем поругаем чайник, потому что он тебя обжёг!», «Пойдем поругаем гром за то, что он тебя напугал!», а в конце «Пойдем поругаем мальчика за то, что он не поделился своей лопаткой с тобой!». Но на самом деле не стоит никого ругать: ни ребёнка за его неуклюжесть и страхи, ни, тем более, тумбочку. Просто стоит постараться объяснить чаду, что ему надо быть внимательней и аккуратней в своих действиях. Если приучать ребёнка с самого детства перекладывать свои «синяки и ссадины» на «тумбочки», то и вырастет человек, который не будет способен оценивать свои промахи и неудачи объективно, а всё время будет искать кого-то, на кого можно будет переложить всю ответственность.
Следующая интересная вещь, способная не просто сделать ребёнка безответственным, но ещё и разрушит доверие между родителем и ребёнком – враньё. Дети намного чувствительнее, чем люди привыкли думать. Они видят ложь невооруженным глазом. Нет, они не могут её определить, но они ощущают её, понимают, что что-то не так. Вот мама ведёт ребенка за ручку к доброму дяде-стоматологу и говорит: «Это будет совсем не больно! Ты ничего не почувствуешь!». Они доходят до кабинета Х, открывают день, и мать сажает ребенка в стоматологическое кресло. Дитя, с полной уверенностью в отсутствии каких-либо проблем пытается расслабиться, но что-то ему не даёт это сделать. И это что-то – понимание, что где-то ребенка всё-таки обманули, что, скорее всего, сейчас будет не «совсем не больно», а «очень сильно больно». В кабинете слышны крики, а через несколько минут родительница выводит зарёванного ребёнка за руку. И понятно дело, что будет дальше: они придут домой, мать будет его успокаивать, а чадо будет обижаться и говорить: «Почему ты мне сразу не сказала, что будет больно?». И ведь действительно, почему? Потому что побоялась, что ребёнок начнет отказываться от похода к врачу? В таком случае можно было просто объяснить ребёнку, что на данный период ему это необходимо, и что действительно будет больно, но он должен немного потерпеть, для того, чтобы потом не было ещё больнее и неприятнее. Не стоит обманывать детей – они к этому привыкают. Привыкают к тому, что им обещают что-то хорошее, а на деле это может оказаться плохим. Так и ребёнок перестанет доверять своим родителям, и родители позже поймут, что такая ложь приводит к безответственности. Ведь какой смысл что-то делать хорошо, если оно и так будет хорошо, как всегда, и говорили?
Последняя, и, пожалуй, самая страшная вещь, которая может ко всему прочему подорвать психику и испортить ребенку самооценку – это неверие в его способности. Ведь тогда вырастет человек, которому не захочется что-либо делать из-за уверенности, что у него ничего не получится.
Порой стоит задуматься над тем, что родитель может дать своему ребёнку. И хорошенечко подумать о том, как эта информация будет преподноситься.