Вы инвестируете в своих детей? И мы не имеем в виду только денежные вложения, такие как оплата обучения в колледже или открытие счетов. Мы говорим об очень ценной инвестиции, которая может проявиться и принести свои плоды только в будущем — это время. Время, которое вы уделяете своим маленьким детям, — это то, что они должны получать от вас в избытке!
Проблемы с детьми.
Многие родители сталкиваются с трудностями в воспитании своих детей. Они часто говорят, что их дети "плохие", и не знают, как с этим справиться. Иногда они неправильно понимают, что значит "иметь хорошего ребенка". Они думают, что это значит, что ребёнок всегда будет послушным и не будет доставлять никаких проблем. Однако даже самый замечательный ребёнок имеет право иногда проявлять непослушание или капризничать. В такие моменты родителям нужно быть особенно внимательными и терпеливыми.
Мечта каждого родителя.
Почти каждый родитель мечтает о спокойном ребенке. Однако, является ли это естественным состоянием? Многие люди хотят иметь уникальное явление — ребёнка, который никогда не плачет. Однако это не совсем нормально.
Каждый из нас, независимо от возраста, испытывает эмоции, такие как печаль, гнев и плач. Бывают моменты, когда сохранять спокойствие просто невозможно. Они требуют выразить свои чувства — плач, печаль, страх...
В общении с детьми мы должны быть открытыми и убеждать их, что испытывать эмоции — это нормально. Чувства так же свободно проявляются и в наших собственных эмоциях. Если ребёнок вызывает у нас раздражение, мы не должны сразу же кричать. Однако, было бы правильно сказать ему, что это нас расстроило. Для ребёнка будет более понятно, когда он знает, что родитель сердится, и понимает причину.
Обучение родительству.
Родительство — это искусство, которому невозможно научиться в классе или на лекциях. Мы постигаем его, наблюдая за тем, как наши родители воспитывали нас. Со временем мы начинаем осознавать, что вызывало у нас беспокойство и боль, а что, напротив, нравилось в поведении наших родителей. Постепенно, из кусочков этого опыта мы формируем представление о том, какими родителями хотим стать в будущем.
Уделяйте детям максимум внимания.
Родители обязаны посвящать своему ребенку не менее получаса в день. Игра — это наиболее естественный способ общения для детей, и они с удовольствием вкладывают в нее свои переживания. Если вы хотите понять, через что проходит ваш ребенок в детском саду или школе, позвольте ему поиграть одному в комнате и прислушайтесь к его действиям за закрытой дверью. В процессе игры он может поделиться своими мыслями и чувствами, что сделает ваш разговор более глубоким и содержательным.
Пример получасового занятия для детей.
Родитель расстилает на полу одеяло и готовит игрушки, которые обычно не используются в игре ребёнка. Он объявляет, что наступило их совместное «особое время», которое он выделил только для малыша. Родитель объясняет, что в течение этого получаса ребёнок будет сам решать, как они будут играть и что произойдёт.
Это может стать первым опытом, когда на девочку или мальчика возлагается ответственность за принятие решений. Ребёнок учится самостоятельности и упорядоченности. В будущем, когда он окажется в сложной ситуации, эта вера в себя и уверенность, что он способен справиться с трудностями, станут его опорой.
Получасовые занятия по воспитанию детей учат родителей и детей сопереживать, отражать чувства друг друга, признавать и уважать границы дозволенного, а также развивать способности ребёнка. В течение этого времени родитель находится рядом с ребёнком, выражая свои мысли и чувства. Он устанавливает лимит на игру только тогда, когда это необходимо.
Часто мы стремимся избежать негативных эмоций у ребёнка, но даже такие проявления являются частью развития. Важно сочувственно ответить: «Ты злишься на меня, ты плачешь». Оставайтесь с ребёнком и позвольте ему испытать свои эмоции.
Воспитание детей имеет свои границы.
Уже с двухлетнего возраста ребёнок начинает учиться у родителей принимать решения и делать выбор из множества возможных вариантов. Конечно, маленький ребёнок не может самостоятельно принимать решения о многих вещах, и мы предоставляем ему ограниченный выбор. Например, он не может выбрать, как одеться, когда на улице холодно — в летнее платье или пальто. Также он не может решить, нужны ли ему шапка и шарф. Однако он может выбрать любой цвет, который ему нравится. Это даёт ему чувство собственной значимости и позволяет самостоятельно принимать решения. Такой подход способствует уверенности в себе и помогает ребёнку реализовать свои способности.
Чем заняться с детьми старшего возраста?
Родители могут провести это время вместе, занимаясь тем, что интересно их детям. Например, с девочками можно испечь что-нибудь вкусное, обновить гардероб или заняться творчеством. А с мальчиками можно поиграть в футбол или отправиться на прогулку в лес.
Границы для детей постарше.
Каждый родитель стремится воспитывать своих детей с полной ответственностью и заботой, но порой мы забываем о том, что в первую очередь должны установить для них разумные границы. Эти границы не должны быть слишком узкими или слишком широкими, чтобы ребёнок мог развиваться и становиться зрелой личностью. Многие мамы задаются вопросом: «Что я сделала не так? Ведь я дала ему всё, что могла». И в этот момент они находят ответ на свой вопрос.
Не ограждайте детей от негативных эмоций.
Следует ли ограждать детей от негативных эмоций? Мы часто говорим им: «Не плачь! Успокойся! Не злись!» Но это лишь учит их подавлять свои чувства. Вместо этого мы должны показать им, как выразить их в приемлемой форме. Если они злятся, то должны знать, что могут выразить свой гнев, но не на нас, а, например, на подушку. Когда взрослый человек испытывает гнев, он, скорее всего, пойдёт в спортзал, а не к самому близкому человеку.
Мы редко позволяем детям учиться самостоятельно. Мы часто даём им указания: «Не делай этого, не делай того, будь осторожен, не торопись, будь осторожен с собакой». Но такие правила лишь создают у них ощущение страха и бессилия. Это всё равно что сказать им: «Вы не справитесь в одиночку!»
Жизненные ситуации.
Часто события развиваются не так, как мы ожидали. Однако, не менее важно, как мы ведем себя после того, как ситуация разворачивается не по нашему плану.
Представьте, что вы приходите домой с работы, уставший и расстроенный после ссоры с начальником. Ваши дети уже кричат на вас из-за двери, и вы в ответ кричите, чтобы они оставили вас в покое и пошли играть в свою комнату. Конечно, это их удивит. Любой может занервничать. Однако, важно подойти к детям и объяснить им: «Мне жаль, что я накричал на вас. Я был зол на работу, и вы восприняли это несправедливо. Для детей важно знать истинную причину». Вы для них — целый мир, и если родитель чем-то расстроен, они начинают ассоциировать его гнев с собой. Подсознательно они начинают верить, что делают что-то неправильно и не заслуживают любви. Даже детей следует учить тому, что когда они совершают ошибки, важно честно признать это и сказать: «Мне жаль!»