Эффективность воспитательного процесса держится на «трёх китах» – поощрении, наказании и последствиях поступков. Без поощрений ребёнок никогда не сможет обрести уверенность в своих силах, без наказаний – не получит даже самых простых представлений о «хорошо» и «плохо» и не усвоит азы саморегуляции.
Между наказанием и приёмом последствий существует очень тонкая грань.
Наказание – это всегда акт родительской воли, решающей поставить ребёнка в угол или запретить ему просмотр мультиков или закрыть глаза на его шалости.
Последствия, в отличие от наказания, имеют в своей основе объективный характер, вытекающий из поступков. Например, раньше срока возвращается с прогулки промочивший одежду ребёнок; затеявший склоку с другими детьми лишается прекрасной возможности доиграть.
Успешное применение принципа последствий от поступков позволяет сократить число наказаний. Ребёнок пролил чай? Раскрошил печенье? Пускай берёт в руки веник и губку и убирает за собой. Убрал неряшливо и неумело? Это неважно, родители потом подправят. Значение имеет другое – у ребёнка формируются первые ростки ответственности.
К сожалению, среди современных родителей этот приём народной педагогики мало популярен по нескольким причинам:
1) неприятные последствия детской неуклюжести или чрезмерной шаловливости огорчённым и раздражённым родителям проще и быстрее устранить самим (отмыть, почистить, отремонтировать). Однако дошкольникам ещё очень интересно всё, что делают взрослые. У них естественная потребность наследовать, пробовать и учиться. Поэтому, почему бы не использовать эту особенность детской психики в воспитательных целях? Разорванную книгу заклеить вместе с ребёнком, с ним же отстирать грязного плюшевого зайца. Пока все эти «взрослые дела» в новинку, дошкольники с удовольствием будут ими заниматься, повышая свою уверенность и значимость. Если до самого подросткового возраста игнорировать принцип последствий, то потом исполнение соответствующих родительских распоряжений будут достигаться после изнурительных словесных баталий;
2) панический страх перед детскими ошибками со стороны родителей. Корень этого страха лежит в гиперопеке. Оставить безобразничающих за обеденным столом детей без обеда или пропустить прогулку из-за нежелающего одеваться ребёнка считается неприемлемым, потому что, мол, дитя, один раз не погуляв на свежем воздухе, обязательно зачахнет и заболеет;
3) на применении принципа последствий базируется условное воспитание, в котором некоторые родители видят тень шантажа, а ведь никто из них не хочет прослыть шантажистом. Однако не каждое условие можно назвать шантажом, а, как свидетельствуют толковые словари, неблаговидные действия, сопровождающиеся причинением личного вреда потерпевшему путём запугивания и вымогательства для получения шантажистом существенной личной выгоды.
Но неужели воспитательная цель – сызмалу приучить ребёнка к ответственности и порядку – эта личная «выгода» родителей, причиняющая вред их детям? А у детей разве нет никакого резона повышать свою компетентность с тем, чтобы как можно лучше подготовиться к взрослой жизни? Иными словами, условность последствий по схеме «если так, то будет то-то» – это учебный материал, преподнесённый самой жизнью, поэтому она в принципе не может быть шантажом.
Итак, на первый взгляд, приём последствий, выращенный на ниве народной педагогики, часто кажется высокообразованным родителям слишком простым и мелким. Однако именно из мелочей раннего и дошкольного детства формируются важнейшие пласты ответственной личности.
Комментарии 4