Сейчас, наверное, очень трудно найти подростка, который бы совсем не увлекался компьютерными играми. Резко сократилось время живого общения с друзьями, занятий спортом или просто активных прогулок. Многие перестают читать книги, так как в виртуальном мире интереснее. Здесь можно быть кем угодно, обладать какими угодно способностями, а собеседники по игре не придираются к ошибкам.
Однако здесь есть один очень важный момент для взрослых, находящихся вокруг подростка. Компьютерные игры, особенно сетевые, в большинстве своем имеют жесткую, насильственную тематику. В результате, у подростков начинает проявляться агрессия, причем часто неосознаваемая.
Психологами установлено, что многие ребята перенимают характеристики игрового персонажа, отождествляют себя с ним. Этому способствует и получение наград в игре за соответствующее поведение. То есть идет двойное закрепление агрессивного поведения, в том числе и по отношению к реальному окружению.
Период взросления, наверное, самый сложный из всего детства. Именно сейчас закладывается нравственная основа, происходит формирование социальных установок, выстраивается самосознание, происходит стабилизация личностных качеств. Ребенок стремится к познанию самого себя, совершенствованию своих качеств, самоутверждению.
Поэтому некоторые исследователи говорят о том, что компьютерные игры в жизни подростков имеют большое значение. Это некая разрядка глубинных бессознательных тревог, страха. С другой стороны, желание еще раз увидеть сцены насилия, является неким способом проверить свою прочность, выработать сопротивляемость. Но все же, наблюдаемая агрессия и появляющиеся при этом соответствующие фантазии представляют реальную опасность. Они формируют установки на реальное использование агрессивных приемов в качестве универсального метода решения всех проблем.
Последствия, проявляющиеся при увлечении компьютерными играми.
Ученые выделяют следующие последствия от компьютерных игр:
1. Круг интересов подростка резко сужается.
2. Подросток стремится создать собственный мир, уйдя от реальности.
3. Изоляция от окружения.
4. Отсутствие межличностных контактов.
Итак, агрессия, содержащаяся в компьютерных играх, может привести к соответствующему поведению в реальности: подросток многократно видит, что его игровой герой достигает целей с помощью агрессии. Затем ребенок, отождествивший себя с ним, делает вывод о желательном и приемлемом агрессивном поведении. Тем самым происходит снижение нормальной негативной реакции на конфликт или насилие. В последствии у подростка, увлеченного жесткими компьютерными играми, наблюдается так называемое девиантное (отклоняющееся от принятых норм и ценностей), или даже делинквентное (антиобщественное, противоправное) поведение, появляется нервозность.
Конечно, полностью изолировать подростка от компьютерных игр невозможно. Однако необходимо помнить о том влиянии, которое они оказывают на неокрепшую психику подрастающего ребенка.