Что же происходит с детьми? Маленькие, они все хорошие, и ни один родитель не может предсказать каким в будущем будет его ребёнок. Остаётся, только, опираясь на фундаментальные понятия: воспитание; развитие; образование, искать свою дорогу в становлении личности ребёнка. Эти фундаментальные понятия и есть три кита, на которых находится педагогика.
Первый кит – воспитание.
Он, пожалуй, самый главный и решающий. Многие склоняются к тому, что собственный пример - это самое лучшее воспитание. Конечно, тут не поспоришь, если родитель лежит на диване у телевизора целыми днями, или играет в компьютерные игры, то, что можно требовать от ребёнка. А как же быть с теми семьями, где родители социально запущенные люди, а дети добиваются в жизни головокружительных успехов. И это не исключение из правил. Таких примеров много. И, наоборот, в успешных и благополучных семьях вырастают трутни, лентяи и инфантильные личности. Они никуда не стремятся, довольствуются малым. Конечно, однозначного ответа тут не может быть. Воспитание - это довольно гибкая система ценностей и принципов.
В разных странах детей воспитывают по-своему.
Например, в Америке дети свободны не только в своих проявлениях, но и от правил поведения. Их не отчитывают и не одёргивают. Родители берут детей везде и создают им комфортные условия, начиная с ресторанов заканчивая вечеринками. Вследствие, этого бабушки и дедушки занимаются собой.
Китайцы не заморачиваются понятием личность ребёнка, гармоничное развитие, а с детства воспитывают лидеров, усердных и целеустремлённых людей. А в школе, куда берут не каждого, дети вкалывают с самого утра до 16.00, 17.00 часов, потом ещё выполняют домашнюю работу, и разговора о не выполнении её по каким-то причинам, не ведётся вообще.
Во Франции детки рано расстаются с родителями. Их воспитывают няни или частные ясли. Поэтому дети рано отвлекаются от родителей и успешней адаптируются в социальной среде. С детства французские дети знают правила поведения этики и эстетики и неукоснительно соблюдают их. В семье главные родители, а дети подчиняются. К бабушкам и дедушкам дети приходят погостить только на выходные.
И самые интересные особенности воспитания в Финляндии. Законом запрещается кричать на ребёнка, использовать грубые обидные слова, а за подзатыльник или шлепок по попе заведут уголовное дело. Дети имеют право на своё мнение и отстаивают его перед взрослыми. А взрослые прислушиваются к нему. Детские сады и школы тесно сотрудничают с родителями.
В нашей стране в эпоху социализма воспитание на себя брало государство и довольно успешно с ним справлялось. Была чёткая, ясная система. Начиналось все яслей. Детей туда брали с двух, четырёх месяцев. Потом детский сад, октябрята, пионеры, комсомол, распределение на работу.
Сейчас же, всё разрушено. Новомодные педагоги психологи пытаются перенять системы воспитания из других стран. Дети никому не нужны. Родители в вечной гонке за деньгами, некоторые за выживание, совсем не общаются с детьми. А школам и садам стало не по силам справляться с воспитанием. Почти каждый год меняются требования. Отечественная педагогика ни как не может прийти к единой системе. Уважение к воспитателям и учителям, куда-то делось. Остаётся только одно, родители самые главные в воспитании своих детей. Хочется выделить важные аспекты в воспитании:
Верить своему ребёнку;
Требовать соблюдения правил поведения;
Научить ребёнка трудиться и чем раньше, тем лучше;
Обсуждать поступки, поведение;
Личный пример.
Второй кит – развитие.
Ну, это, просто кошмар, что творится вокруг. Репетиторы, кружки, школы искусств, спортивные школы, частные предприниматели, занимающиеся педагогикой. Причём, такое ощущение, что похвастаться ребёнком, посещающим миллион кружков и школ – модно. Так же как и похвастаться новым современным автомобилем. Хочется крикнуть – «Люди, остановитесь!»
Очень щепетильная тема. Есть, конечно, дети, которые очень рано и явно к чему-то стремятся. И если родители это увидели и развивают ребёнка в его «русле», то уважение и похвала таким родителям. Тут не имеется в виду увлечение малыша мультиками, компьютерными играми, и всевозможными гаджетами. Многие родители с удовольствием и гордостью рассказывают о том, что ребёнок рано начал пользоваться телефоном, играть в компьютерные игры. Хвастаться здесь нечем. Мало того, что это для здоровья губительно, так ещё для малыша не составляет особого труда разобраться в гаджетах. Малыш быстрее взрослых усваивает последовательность движений и действий. Мозг при этом почти не работает, мелкая моторика тоже, скорее идёт зрительное восприятие и запоминание непроизвольное, то есть эмоциональное. Надо ли это?
Главное в развитии – это свобода выбора. Не надо мешать ребёнку
– вот забота родителя. Ребёнок сам рано или поздно выберет свою дорогу. И будет не произвольно собирать информацию, встречать нужных людей.
И, если дорога правильная, то ребёнка ждёт успех. План развития ребёнка можно разбить на три пункта.
От 0 до 2 лет – прикосновения, колыбельные, пестушки;
От 2 лет до 7 лет – игра – главный механизм развития;
От 7 лет и старше – не мешать, уважить, помогать.
Третий кит – образование.
Заниматься образование можно и в 4 года и в 5 лет, только если ребёнок заинтересован и понимает всю информацию адресованную ему. Ни в коем случае не надо насиловать ребёнка знаниями. Будет только хуже. Всему своё время. При поступлении ребёнка в школу неплохо познакомиться с первым учителем. Почитать о нем отзывы посмотреть результаты работы. И не грамоты, а успехи учеников. Гнаться за престижным учебным заведением не целесообразно. Бывают в престижных заведениях такие учителя, которые не только не дадут багаж необходимых знаний, но и могут нанести вред психике ребёнка.
Образовываться ребёнок должен самостоятельно, неся полную ответственность за это. Родители в данном случае помогают не заметно и лениво. Хочется пожелать насыщать ребёнка не только едой и знаниями, но и интересными впечатлениями, путешествиями, совместным творчеством. Терпения.