• 05-июл-2019, 15:45

«Первый раз в первый класс» : школьная адаптация

«Первый раз в первый класс» : школьная адаптация 

Одним из самых серьезных событий на пути взросления маленького человека является начало школьной жизни. Процесс школьной адаптации ребенка – это сложный путь привыкания к школьной жизни в физическом и психологическом плане , к новому виду освоения учебной деятельности. И к этому процессу необходимо готовиться в равной степени и ребенку, и его родителям. Школьная адаптация делится на два общепринятых критерия: физиологическую и социально-психологическую. В обоих случаях могут возникнуть трудности, которые необходимо вовремя диагностировать и найти правильное решение данной проблемы.

Физиологическая адаптация школьника.

Физиологическая адаптация школьника – возросшая физиологическая нагрузка на ребенка, отличная от дошкольной программы. Вместо бега и подвижных игр приходится несколько часов в день просиживать за партой. Такая статическая нагрузка достаточно велика в отношении первоклассника. Также на смену размашистым движениям (например, рисование) приходят более точные, мелкие – письмо. Как следствие, ребенок быстро устает.
Основные признаки физиологической дезадаптации:
• переутомление и постоянное чувство усталости;
• возможна резкая смена настроений;
• физические недомогания, такие как головная боль, повышение или снижение артериального давления, боли в животе, редко утренняя рвота без причины;
• общее состояние нервозности.

Что делать и как помочь ребенку в процессе физиологической адаптации.

Вот перечень достаточно простых способов помощи в процессе физиологической адаптации:
• Режим дня, скорректированный в соответствии с процессом обучения в школе.
• Прогулки на свежем воздухе, в зависимости от погоды, но не менее часа.
• Обязательный отдых со сменой деятельности после занятий.
• Разнообразный рацион, богатый витаминами.
• Исключение компьютера, телевизора и других гаджетов.
• Соблюдение ритуалов личной гигиены и ухода за собой.

Социально-психологическая адаптация школьника.

Социально-психологическая адаптация школьника – возросшая нагрузка на психические процессы, в частности мышление, восприятие, понимание, память. Также ребенок попадает в среду незнакомого коллектива, где необходимо проявить все коммуникативные и социальные навыки, что в свою очередь является дополнительным напряжением на психику.
Основные признаки социально-психологической дезадаптации:
- недисциплинированность, безответственность;
- проявление лени и отсутствие интереса к учебному процессу;
- повышенная тревожность, настороженность и состояние внутреннего напряжения;
- смена настроения и нетипичное поведение.

Что делать и как помочь ребенку в процессе социально-психологической адаптации.

На что стоит обратить внимание и какие методы психологической поддержки применить родителям первоклассника:
- Помощь в формировании положительной самооценки.
- Создание благоприятной психологической атмосферы в семье.
- Учет психологических особенностей ребёнка: темперамент, характер, от чего напрямую будет зависеть темп его деятельности и процесс усваивания новой информации.
- Совместное времяпровождение.
- Частая похвала ребенка, причём за все его достижения.
- Поддержка ребенка в сфере выстраивания взаимоотношений со сверстниками, помощь в решении конфликтных ситуаций.
- Постоянный контакт с учителем. Адекватное восприятие замечаний учителя в адрес ребенка. Проявление любви и заботы к школьнику.

Школьная адаптация первоклассника – нелегкий период в жизни не только ребенка, но и всей семьи. Самое главное – это воспитание у ребенка позитивного и радостного отношения к жизни в целом, и к ежедневной школьной деятельности в частности. Хорошее самочувствие, наличие друзей, интерес к учебе – залог успешной школьной адаптации любого первоклассника.



Рекомендуемое

Добавить комментарий