В возрасте до 5 лет очень часто детки проявляют непослушание. Истерики, капризы, упрямство, не желание слушать и слышать просто сводит с ума. Почему такое происходит, как реагировать и как найти выход из таких ситуаций подскажет эта статья.
1. Типичные ситуации непослушания
Причин непокорности много. Эксперты выделяют основные распространенные случаи.
- Ребенок создает опасные ситуации. Сколько бы мама не запрещала брать острые, тяжелые, горячие предметы, все напрасно. Даже если родители неоднократно показали, как пользоваться, что может быть больно, все равно, норовит утащить пока никто не видит. Отсюда плавный переход в игнорирование. Все просьбы, уговоры не помогают.
- Дети протестуют. Мама дает задание, которое не выполняется. Одеваться отказывается, кушать не хочет, собирать игрушки не надо. Все сопровождается яркими истеричными эмоциями.
- Плохое поведение с окружающими. Ребенок может бегать в общественных местах, громко кричать, устроить истерику в магазине, хватать чужие вещи, выпрашивать сладкое у людей. Ужасно стыдно за такие поступки.
2. Типичные причины непослушания
Чтобы понять, что делать, нужно выявить откуда берутся корни несносного поведения. Мотив может быть поверхностным, а может быть гораздо глубже, возможна помощь психолога. Эксперты выделяют несколько основных примеров.
- Так называемые кризисы 3-х и 5-ти лет. Переходный возраст, время взросления и становления характера.
- Много запретов, контроль, гиперопека. Реакция – бунт на ограничения. Ребенок противится при слове «нельзя», проявляет характер «я хочу». Он желает делать самостоятельно, так познается мир.
- Мало внимания. Радость общения с родителями не заменят никакие игрушки. В таком нежном возрасте дети только еще учатся всему. Нужно помогать, показывать как играть, развивать фантазию, вместе рисовать, читать, рассказывать о жизни, социуме. В 3-4 года у малышей просто куча вопросов, им интересно все. Мультики не смогут заменить маму и папу.
- Ребенок не понимает, что от него хотят. Малышам нужно рассказывать досконально как и что делать, в какой последовательности, проговаривать. Не просто одеваться, а надевать футболку, колготки, носки. Родителей раздражают простые для них вещи. Восприятие мира малышей другое, они не понимают, обижаются на приказы, злобу, требования, в результате психоз.
3. Советы специалистов как найти пути решения проблем
- Не требовать. Малыши в раннем возрасте очень подвижны, бурная фантазия. Малая концентрация внимания. если все время одергивать, то в будущем может привести к чрезмерной раздражительности. Нужно создать условия для безопасных игр. Энергия должна находить выход без вреда для здоровья.
- Вести беседы, не запугивать, не угрожать, контролировать эмоции. Разговоры, объяснения – это лучше, чем наказывать. Не понимает еще дитя что не так. Нужно выслушать и узнать у него, почему так себя ведет, направить в нужное русло. Если создает опасные ситуации, выработать сигнальные слова. Вместо «нельзя», например, «стоп», «опасно-нож, утюг, духовка», свести данное слово к минимуму, «можно то-то». Разговаривать не на повышенных тонах, а тихо, спокойно, пусть строго, это больше привлечет внимание.
- Дать больше свободы. Зачастую протест из-за поглощающей опеки. Пусть ребенок сам принимает решение, выполняет задания, делится что получилось. Обязательно хвалить.
- Общаться как можно больше. Давать понять, что малыш тоже член семьи, а не «игрушка», считаться с его мнением, выслушивать. Проводить время вместе, просить помощи в мелких домашних хлопотах.
Нужно обращать внимание больше на свою кроху, говорить почаще как он дорог, учить правильным вещам. Быть терпеливым. Скоро он научится доверять, перестанет бояться задавать нелепые вопросы. Ведь так прекрасно получать взамен на свою заботу «Мама, я люблю тебя».