В возрасте двух – трёх лет ребёнок начинает быстро развиваться интеллектуально, увеличивает объём своей памяти, формирует первые навыки абстрактного мышления, но при этом наступает первый кризисный период его жизни.
А у ребёнка есть характер?
Приходит первый переходный возраст подрастающего малыша. Он становится более самостоятельным, по-новому начинает воспринимать окружающее, происходит переоценка границ безопасности. Ребёнку необходимы определённые рамки, к которым он уже привык. Расширение освоенного им мира, приводит к размыванию устоявшихся стереотипов поведения малыша, пугает его и приводит к нервозности, истерикам, слёзам.
Для урегулирования истерики детей можно предложить следующие действия взрослых:
1. Говорить с ребёнком тихо, вкрадчиво, спокойно; стараться убедить его, что решить его проблему можно только вместе; «не давит авторитетом», а встать рядом, на одном уровне с малышом.
2. Если уговоры и просьбы не помогают, выйти из комнаты без разговоров с ним, дать ребёнку успокоиться, и лишь потом, постараться выяснить причину расстройства.
3. Не переключать внимание детей на другой предмет. Это не решает проблему, откладывает конфликт на неопределённое время.
4. Родителям нельзя уступать на истеричные требования детей. Однажды получив желаемое с помощью криков и истерики, малыш усваивает для себя, что на взрослых можно воздействовать таким способом. Истерики будут повторяться снова и снова.
5. Ребёнок сам должен подойти к взрослым, заговорить первым. Спокойный и доверительный разговор помогает найти причину срыва, внушить детям, что вопросы решаются в результате общения с родителями.
Быть всегда рядом
В этот период развития детей полезно в игровой форме привлекать их к чтению, разучиванию и напеванию песен, совместному рисованию, лепке фигур из пластилина, строительству домиков из кубиков, разборке и сборке несложных игрушек.
В сознании подрастающего малыша происходит постепенное распределение ролей папы и мамы: мама – источник заботы, ласки и любви, папа – радости, веселья, знаний и защиты. Взаимоотношения в семье, их гармоничность, любовь родителей между собой и к детям, их правильное отношение к родным и знакомым, окружающим – благоприятно влияет на формирование психики подрастающего поколения. Положительный пример отношений – это правильное восприятие жизни ребёнком, залог его уравновешенности и весёлости.
Родителям важно внимательно наблюдать за поведением детей, подмечать отклонения от нормального состояния, оперативно и настойчиво выяснять причины этого, стараться не провоцировать истеричного состояния (убирать «раздражители», не проходить мимо игрушек, которые не хотите купить сейчас и так далее). Нервное поведение малыша – это один из его способов исследования реакции окружающих взрослых, рамок разрешённого или запретного в жизни.
Важный воспитательный момент – похвала ребёнка, привлечение его к совместным действиям, формирование у него потребности помочь родителям. Расстановка правильных акцентов в поведении, которое бывает у ребёнка рефлекторным и спонтанным, позволяет взрослым установить необходимые рамки, понятные малышу, и скорректировать его реакции в нужную сторону. Тактичная помощь бывает не лишней!
Предоставление выбора – один из способов развития у детей самостоятельности в принятии решений. Даже если этот выбор не совсем правильный, но не причинит большого вреда, родители позволяют его совершить, предупреждая о последствиях. У ребёнка формируется свой жизненный опыт, и он не всегда может быть положительным.
Родители должны понять, воспитывая детей, что они уже личности, имеют права наравне с взрослыми. Хвалить или ругать? Во всём должна быть мера!