• 24-июл-2019, 00:00

Причины низкой самооценки ребенка

 

Самооценка, как и множество других качеств, формируется в детстве и сильно зависит от окружения ребенка. И если повлиять на школьный социум родители могут не всегда, то создать в семье условия, необходимые для вырабатывания адекватной самооценки, — в их силах.

Почему это важно?
• Самооценка определяет нашу роль в отношениях с другими людьми. Ребенок с низкой самооценкой рискует стать жертвой нападок со стороны других детей.
• От самооценки зависят наши цели и возможность их достижения. Неуверенные в себе ученики привыкают довольствоваться малым, боятся прикладывать усилия для улучшения своих результатов.
• Низкая самооценка сопряжена с постоянной тревогой и чревата развитием расстройств психики.
Как выявить низкую самооценку?
Самый простой вариант – понаблюдать за своим ребенком. Как правило, признаки низкой самооценки видно невооруженным глазом:
• Неуверенность в своих силах
• Боязнь новой деятельности и любых перемен
• Нерешительность
• Мнительность, обидчивость
• Стремление к уединению, избегание групповых игр
• Тревожность
Выявить проблемы с самооценкой ребенка можно и в игровой форме:

«Лесенка»
Родитель рисует лестницу с десятью ступеньками и предлагает ребенку выбрать ступеньку для себя. Правила просты: в начале лесенки находятся самые нехорошие и ленивые дети, а на верхней ступеньке – самые талантливые и замечательные. Дети, определившие себя на первые три ступеньки, имеют заниженную самооценку, на последние три – завышенную. «Золотая середина» — это обладатели адекватной самооценки.

«Пять звезд»
Напишите 10 положительных качеств (честность, веселость, сообразительность и т.д.) и попросите ребенка нарисовать напротив каждого от одной до пяти звезд, в зависимости от того, как эти качества развиты у него. Если больше половины характеристик ребенок оценил в две звезды и меньше, значит, у него имеются проблемы с самооценкой.


7 правил формирования адекватной самооценки.
1. Следите за своими словами. Никогда не используйте категоричные высказывания, касательно личности и способностей ребенка: «Прекрати подпевать, ты совсем не умеешь петь» и тп.
2. Хвалите чаще и грамотней. Поощряйте самовыражение ребенка и его новые увлечения.
3. Обращайтесь как к равному. Попросите у ребенка помощи, участия или совета, как у равноправной личности.
4. Мотивация авансом. Всегда настраивайте ребенка на положительный лад: «Я думаю, у тебя все получится».
5. Поощряйте самостоятельность. Не ограждайте ребенка от реальной жизни, если он хочет сделать что-то сам – поддержите и помогите, а не делайте за него. Даже если он пока плохо собирает портфель и забывает пенал, ошибки – часть обучения, позвольте детям их совершать и исправлять.
6. Не приравнивайте своего ребенка с соседскими детьми. Единственный, с кем вы можете его сравнивать, это он в прошлом.
7. Будьте примером. То, как вы относитесь к собственным неудачам «Я забыла купить батарейки, потому что меня загрузили на работе, поставлю себе напоминание, чтобы вспомнить завтра».
Однако стоит помнить, что некоторые дети с низкой самооценкой, боясь расстроить родителей, наоборот проявляют излишнюю активность и общительность. И довольно успешно играют свою роль перед знакомыми, учителями и домочадцами.



Рекомендуемое

Комментарии 1

    1. Надежда Петрунина (Гости)

      Ой интересная тема для размышления. Ме мнение нужно мотивировать ребенка, хвалить по чаще. Нельзя ругать если что-то у него не получается, это только отобьет у него все желание что либо делать. Не получилось сегодня, получится завтра. Ну и говорить слова любви тоже нужно детям, каждый день, что ты у меня самый лучший, самый умный и красивый.

Добавить комментарий