Одной из наиважнейших обязанностей домашнего воспитания является приучение ребенка к посильной работе по дому. Формированию первых рабочих навыков.
Наглядный пример.
Обслуживать себя самостоятельно стоит приучать с самых первых шагов, со временем увеличивая область деятельности. Чтобы это происходило осознанно, это должно стать потребностью, а потребность работать формируется на протяжении всей жизни. Основные виды бытовой работы не требуют какого-то особенного обучения и легко осваиваются на простом наглядном примере родителей. Именно так любая домашняя работа будет считаться начальной стадией труда ребенка. Работа по дому поможет сформировать потребность ребенка к занятости вообще. Привьет первые необходимые навыки, такие как содержание себя и помещения в порядке. Приучит быть аккуратным и точным, разовьет пунктуальность. Поможет в развитии эстетического вкуса и культурного восприятия. Научит нести ответственность за любое порученное дело. Повседневным трудом ребенка нужно уметь управлять. Часто при малейшей трудности ребенок может прекратить работу, необходимо прийти ему на помощь и дать подсказку, как это сделать самостоятельно. Иногда показать наиболее грамотные способы работы, иногда – помочь в принятии решений, иногда – показать на личном опыте. Подражая родителям дети легче усваивают навыки. Постоянное вовлечение ребенка в работу в семейном кругу, поможет развить привязанность и любовь к многим видам деятельности.
Семейные беседы.
Также огромное значение формирования в ребенке необходимости трудиться играют разговоры в семейном кругу о занятости родителей, бабушек, дедушек. Если дети это слушают, они стараются вникнуть в профессии разных людей. Узнать особенность той или иной работы. Важно, чтобы ребенок с детства понимал, что полезен любой общественный труд.
Ошибки родителей.
Самой грубой ошибкой, какую очень часто совершают родители, является наказание трудом. Обязательность работы по дому в качестве наказания не воспитают в ребенке уважительного отношения к труду. Если за разбитую чашку заставлять ребенка неделю мыть посуду, это не послужит воспитанием. Если ребенок плохо сделал работу, не надо его за это ругать. Нужно пробудить в нем желание переделать ее по другому и придать надежду на будущий успех.
В повседневном воспитании детей не бывает мелочей. Поэтому на протяжении обычных дней, наряду с заботами и отдыхом, надо находить моменты, когда в домашнюю работу вовлечены все члены семьи.