Основные виды готовности ребенка к школе

  • 23-июл-2019, 00:00

Основные виды готовности ребенка к школе

 

Готовность к школе. Возраст семи лет для многих ребятишек означает переход к школьному обучению. К этому моменту дошкольники уже имеют определенное умственное и психическое развитие. Поэтому папы и мамы зачастую недоумевают, зачем нужна специальная подготовка, если уже есть базовые знания и умения. Нужно только научить ребенка считать, читать, рисовать, а в школе ему привьют учебные навыки.
Однако школьные психологи обращают внимание, что возрастные рамки, установленные для школьного обучения — это не гарантия успеха. Учебные задания, требования учителя, новый распорядок жизни требует от ученика наличия специфических умений, широкого кругозора, навыков общения. Их отсутствие может стать помехой в учебе даже для сообразительного ребенка. Поэтому правильная подготовка будущего ученика предполагает совокупность критериев его физической, педагогической, психологической, интеллектуальной готовности.
Если ребенок не посещает дошкольное учреждение, и родители сами занимаются домашней подготовкой, то знание этих критериев просто необходимо. Как правило, уровень готовности перед поступлением дошкольника в 1 класс определяет психолог путем тестирования.

Готовность физическая

Такая готовность включает в себя как общее здоровье, так и состояние зрелости всего организма, необходимый уровень сформированности двигательных навыков, умственной работоспособности. Этот вид можно считать сформировавшимся, если дошкольники имеют:
навыки двигательной активности (ходьба, бег, прыжки, ползание, подъем на высоту и спуск, прочие);
навыки в различных видах физической деятельности (играх, соревнованиях, утренней гимнастике);
развитые физические качества (сюда входят быстрота, выносливость, сила, гибкость, координация движений и подобные навыки);
владеют общей двигательной активностью в течение всего дня.
Хорошее развитие всех этих навыков поможет первокласснику принять новый уклад жизни, адаптироваться в иных условиях, выдерживать умственных и физические нагрузки, связанные с более сложной деятельностью — учебной. Замечено, что у первоклассников часто наблюдается высокая заболеваемость, трудное привыкание к школьному распорядку, если недостаточно внимания было уделено их физическому развитию в дошкольном возрасте.
Готовность педагогическая
Предполагает багаж знаний, которыми овладел ребенок при подготовке к школе. Уровень педагогической готовности можно выявить при помощи вопросов. Они позволяют понять, знает ли ребенок:
свои личные данные;
место проживания;
данные своих родителей;
время;
категории предметов;
умеет ли оперировать основными понятиями из окружающей жизни.

Несмотря на то, что хороший уровень знаний выглядит перспективно и обнадеживающе для будущего ученика, все же полагаться на него полностью неуместно. Приводятся случаи из школьной практики, когда дети, имеющие обширные познания, испытывают трудности при встрече со школьной программой. Это связано с тем, что кроме педагогических знаний, детки должны быть готовы психологически.
Готовность психологическая
Степень развития психологической подготовки помогает понять, как ученики принимают новые условия школьной жизни. Существуют разные звенья психологического настроя ребенка, которые в совокупности составляют единое целое.
1. Интеллектуальная готовность — включает накопленный ребенком опыт об окружающей жизни, позволяющий не только созерцать события, но и анализировать, делать определенные выводы. Для развития таких навыков нужны специфические домашние занятия по математике, ознакомлению с окружающим, развитию речи. В детском саду они проводятся опытными педагогами. Родителям лучше всего закреплять знания детей, полученные на детсадовских занятиях и добавлять, если ребенок что-то пропустил. Психологи советуют иметь дома обширную библиотеку с наличием детской литературы, всевозможных справочников и энциклопедий. Аналитические способности можно развивать также при помощи различных интеллектуальных игр, решении головоломок, ребусов, математических задач.
2. Волевая готовность — необходима для правильной подготовки к взаимодействию с учителем, когда надо понять и принять все его требования, школьную дисциплину и правила. К волевой готовности относят еще и мотивационную подготовку. Наличие мотивации помогает успешно обучаться, отвечать за работу, стремиться к хорошим оценкам, выполнять домашнее задание самостоятельно, поднимать самооценку за счет хорошей учебы.
3. Личностная готовность — помогает оценить свою позицию в классе и позицию одноклассников, адекватно относиться к оценке поведения учителем, сверстниками. Дети должны научиться общаться с новыми взрослыми, новыми сверстниками.
Важно! Родителям надо иметь в виду, что работа по формированию у будущих школьников различных видов готовности должна проводиться задолго до того, как ребенок пойдет в первый класс. Этому помогут домашние занятия, игры, общение, чтение книг, семейный досуг и все те мероприятия, которые доступны родителям.



Рекомендуемое

Добавить комментарий