Возможно ли соблюсти нужный баланс в воспитании ребенка: ограничивать его для его же пользы, но не нарушать свободу?
Как вести себя с детьми, чтобы не баловать их во вред, но и не выстраивать излишних запретов? И как говорить с ребенком, устанавливая правила, чтобы он действительно слушался взрослых и не воспринимал их требования как нечто бессмысленное?
В этой статье дается несколько советов для родителей, как использовать действенные ограничения без ссор и скандалов.
Сейчас популярно говорить, что постоянные ограничения и запреты только вредят ребенку, портят ему счастливое детство, и нет ничего полезного в строгости и контроле. Родители должны предоставлять детям свободу и избегать строгих правил. К сожалению, это часто выглядит красиво только в теории. В реальности неокрепшая нервная система ребенка не может удерживать себя в разумных рамках. Без ограничений он начинает объедаться сладким, играть целый день в компьютерные игры, не выполняет домашних заданий…
Так как же обозначить эти рамки, не прибегая к насилию, и как разумно и понятно донести до него необходимость полезных ограничений?
1. Нужно объяснять причины
Частая ошибка родителей – не объяснять детям причины отказов и запретов, раздраженно отвечать: "денег нет", "я тебе запрещаю", "потому что!". Или туманное: "это можно только взрослым". Не нужно ставить ребенка в тупик непонятными и обидными для него "аргументами". Ведь именно задача взрослых – объяснять ребенку, как устроен мир, каковы причинно-следственные связи, как взаимодействовать с этим миром. Лучше попробовать быть более честными и продемонстрировать ребенку на своем примере, как принимать верные решения: "Я не могу сейчас тебе это купить, потому что деньги нам нужны на то-то и то-то. Давай подождем до дня рождения".
2. Рационально распределять обязанности
Если взрослые все делают за ребенка, стараясь избавить его от домашней работы, он вырастает неспособным к самостоятельным действиям. Бывает и другое: ребенка наказывают домашними обязанностями за проступки, а после удивляются, почему они вызывают у него негативную реакцию, и он всячески их избегает? Уборка, приготовление пищи, сборы в школу не должны быть наказанием. Нужно учить детей все делать вместе – накрывать на стол, ходить в магазин за продуктами, готовить что-нибудь вкусное. Это должно быть веселым и привычным занятием.
3. Ориентироваться на способности ребенка
Уча ребенка новому, отдавая его в кружки и секции, нужно руководствоваться не тем, как похвастаться перед знакомыми, а тем, что подходит лично ему. Следует присмотреться к ребенку – что вызывает у него интерес, с чем он справляется, а с чем нет?
4. Убрать соблазны
Может, и существуют на свете идеальные дети, которые могут справиться со своими желаниями – не набрасываться на все сладости подряд, не играть в игры всю ночь, но чаще все-таки ребенок не в состоянии контролировать себя при виде соблазна. Лучше не покупать и не оставлять у него на глазах то, что сами же взрослые ему запретили. Нужно откровенно поговорить с ребенком, сказать, что эти ограничения – для его же пользы, пока он не вырос и не научился сам себя разумно ограничивать. А также объяснить, чем вредны запрещенные вещи.
5. Смена обстановки
Хороший вариант помочь ребенку избавиться от дурных привычек – устроить ему интересный отдых со сменой обстановки, например, поехать вместе в отпуск на море, в горы или в лес, заниматься там спортом, играть в подвижные и настольные игры, путешествовать. Такую перемену ребенок легче воспримет как "начало новой жизни". Вернувшись домой, можно обозначить новый распорядок: ложиться спать вовремя, не объедаться вредными сладостями. При наличии мотивации ребенок может сам с энтузиазмом воспринять перемены.
6. Перетерпеть сложные периоды в жизни ребенка
И, наконец, не нужно впадать в панику, когда ребенок отказывается причесываться, завтракать и убираться. Следует просто переждать время возрастных кризисов – это проходит. Многие из взрослых могут сами вспомнить время в детстве, когда они были не очень опрятны или не хотели выполнять обязанности. Наступит время, когда ребенок сам захочет умываться, выглядеть хорошо, добиваться успеха. Для этого он должен созреть. Не надо устраивать ненужных скандалов по этому поводу.
Родительская задача – не заставить детей быть идеальными, но научить их быть самостоятельными и найти свое место в жизни.