• 27-сен-2023, 00:00

Опыт первых шагов: Как научить здравомыслию ребёнка не воспитав в нем комплексы?

 

Прожив больше семи месяцев, ребёнок уже усвоил общие закономерности:
1. Близкое окружение научился отличать по лицам: этот кормит, этот вкусно пахнет, а тот дает дергать волосы.
2. Мама всегда рядом - с ней безопасно и комфортно.
3. Доступные предметы изучены и риски тоже. Пустышка, как выяснилось, угрозы не представляет, а вот колючий цветок делает больно.

Мир стал более понятным и не пугает так сильно как раньше.

Теперь ребёнок хочет сам контролировать вещи и события: доставать до полок, управлять предметами и добиваться нужных действий от мамы. Ради этого он учится сначала ползать, потом ходить как другие люди и разговаривать. Он ещё не подозревает об ответственности, которая приходит с такими возможностями. Тут вмешивается родитель. Он должен защитить ребёнка от опасности, помочь разобраться в ограничениях и при этом не обидеть и не ущемить свободы малыша. 


С каждым уверенным шагом у ребёнка появляется всё больше власти - он освобождает руки и может удерживать интересные ему вещи. Теперь, если мама попробует отобрать любимую машинку, можно убежать с этой машинкой в руках подальше от мамы. Предметы в поле зрения ребёнка по умолчанию разрешены к тестированию, как и возможности своего организма. Правила, которые люди определили для удобства и безопасности ещё не знакомы. На этом этапе ребёнок привыкает контактировать с миром как взрослый, впервые узнавая основы здравого смысла и формируя разумные установки к будущим принципам. Пока ребёнок не понимает речь, усвоенное в этот период фиксируется в сознании ребёнка с помощью образов и эмоций, укрепляясь в будущий инстинкт. Учась говорить ребёнок осознает себя как «Я»: «я хочу», «я могу», «я должен». С речевым мышлением он учится делать выводы осознанно, закрепляя словами. Именно с речью зарождается та память, где события человек может восстановить по ключевым словам.

Когда что-то ребёнку делать однозначно нельзя или, наоборот, что-то сделать нужно, помогают из раза в раз повторяемые правила. Надежный способ сообщать в правиле, что оно распространяется на всех, не используя слова «нельзя», «нужно» или «правильно», «неправильно». Категоричные слова даже для взрослого воспринимаются как упрек и не соблюдение личных границ. Ребёнку будет комфортно принять слова мамы, что ни она, ни кто-то ещё, ни ребёнок «так» делать не будут, потому что это приводит к «такому-то» результату. Объяснять правило нужно только первый раз, дальше ребёнок будет проверять родителя, что причина не в чем-то другом. Требование к ребёнку, которое обращено только к нему будет воспринято болезненно и может формировать подсознательную обиду на родителя и привычку навязывать свои идеи другим.

Как скажется в будущем?
В этом возрасте ребёнок знакомится с ограничениями и моралью, учится мыслить здраво. Те «правильно» и «неправильно», которые он усвоит сейчас останутся с ним на следующие годы, и чем лучше и подробнее он усвоит их, тем проще будет принимать реальность в рассудительном возрасте. Установки, которые не объясняли, могут неправильно применяться ребёнком в неоднозначных ситуациях позже. Так, например, установка «старших надо уважать» может заставить уже взрослого человека умалчивать свои взгляды и чувствовать вину, когда ему несправедливо грубит взрослый или бояться подвергнуть сомнению слова учителя. В такой ситуации человек будет чувствовать необъяснимый дискомфорт. Получается, чем лучше ему объяснят причины его поступков в детстве, тем более уверен он будет в рассудительном возрасте.
В подростковом возрасте ребёнок начнет все установки подвергать сомнению. Хорошо закрепленные, проверенные установки позволят ребёнку чувствовать завершенность, помогут в построении уверенных аргументов и целостного мировоззрения. Такой ребёнок увереннее определится с желаниями и целями, и сможет объяснить свой выбор.



Рекомендуемое

Добавить комментарий