Агрессия является абсолютно нормальной и важной эмоцией, помогающей отстоять свои границы и защитить себя. При этом дети, находясь в обществе, постепенно учатся контролировать эту негативную эмоцию, чтобы не наносить моральный или физический вред своему окружению - в этом им должны помочь родители. А для того, чтобы это сделать, следует разобраться в том, почему дети могут вести себя агрессивно.
Агрессия может проявляться:
• Вербально. В виде оскорблений, повышения голоса, клеветы, угроз.
• Физически. В виде нанесения телесного вреда или повреждения предметов.
Ребенок может выражать агрессию как явно, непосредственно, так и скрыто. Последнее может выглядеть как невозможность прийти к договоренности при конфликтах или несогласие выполнять свои обязанности. Помимо этого, существует аутоагрессия, то есть направленная ребенком на самого себя. Выражается в самоповреждении, самобичевании.
Причины детского агрессивного поведения:
• Позитивное подкрепление родителем подобного поведения;
• Отстраненность и критицизм родителя по отношению к ребенку;
• Жестокие меры воспитания в семье;
• Врожденный темперамент;
• Болезни соматического характера;
• Получение недостаточного количества внимания;
• Перенесение серьезного стресса вследствие тяжелой ситуации;
• Попытки ребенка адаптировать ранее неизвестный ему способ взаимодействия с окружающими;
• Подражание родительскому стилю поведения;
• Неразвитые умственные способности и навыки коммуникации.
С осознанием того, что заставило ребенка вести себя агрессивно, появится возможность правильно скорректировать его поведение. Важно помнить разницу между помощью с контролем негативных эмоций и подавлением их. Последнее отражается очень деструктивно, вплоть до неврозов и психосоматических заболеваний.
Как помочь контролировать проявления агрессии?
Проводя работу по регулированию агрессивных импульсов, эффективнее всего будет подходить к проблеме комплексно.
• Научить иным, конструктивным способам выражения негативных эмоций, не причиняющим никому вред. Это могут быть двигательная активность, жест, звук или фраза, выражающие текущее эмоциональное состояние.
• Тренировать навык управления своими эмоциями, повышая стрессоустойчивость. В этом помогут упражнения дыхательные и мышечные, рисование, лепка.
• Следует в игровой форме показать, как лучше вести себя в ситуации разногласия. Отработав таким образом эти сценарии, ребенку будет гораздо проще применить их в реальном обществе.
• Через собственное эмпатичное отношение к ребенку, научить его проявлять эмпатию и к другим. Нужно принять его эмоции и присоединиться к ним, дав понимающий комментарий. Тогда он начнет чувствовать себя услышанным, и это поможет ему успокоиться.
Есть и немало других инструментов коррекции данного поведения. Специалист окажет помощь в разрешении сложившейся ситуации в том случае, если родители не справляются сами.