Ответственность проявляется в способности отвечать за последствия принятых человеком решений или совершенных действий. Под этими словами понимается, что ответственный будет самостоятельно переносить те события в реальности, которые последуют за его решением или действием. Если он что-то сделал неверно, то не стремится убежать, а стойко принимает удар на себя, каким бы сильным и тяжелым тот не был.
Проявление ответственности
Ответственность должна формироваться у человека еще в раннем возрасте. Чем старше он становится, тем сложнее «выпрямить спину» и принять последствия совершенных им действий. Скорее хочется сбежать или спрятаться за чью-нибудь сильную спину, например, как это вероятнее всего было со многими в детстве – родительскую.
Прежде всего ответственность проявляется в следующих действиях:
– исполнение обещаний, данных другим людям, например, всегда держать свое слово, как бы трудно ни было это сделать;
– выполнять договоренности;
– справляться с социальными задачами, возложенными на исполнителя;
– умение принимать самостоятельные решения и делать выбор.
Формирование ответственности у ребенка
Для того, чтобы ребенок осознал в полной мере, что такое ответственность, и научился брать ее на себя за совершенные им действия, в семейном кругу необходимо формировать определенные события.
Событие – это целенаправленный управляемый процесс. В данном случае управляем он родителями ребенка. Событие необходимо в качестве той среды, в которой малыш невольно будет поставлен в стрессовую для себя ситуацию, и впоследствии будет постепенно самостоятельно принимать решения. За них уже последует расплата или же поощрение. Важно запомнить, что событие создается родителями и обязательно контролируется ими, особенно на начальных этапах.
Многие родители забывают о главном постулате в формировании ответственности у ребенка: ему необходимо давать выбор. У некоторых возникает ощущение, что малыш совершит ошибку, и они делают выбор за него, тем самым ограничивая волю ребенка и отсекая на корню все зачатки правильного обучения.
После совершения ребенком выбора необходимо объяснять ему, что он сделал не так и почему, или же наоборот. Не нужно бояться поощрять ребенка, если он понимает, что такое быть ответственным, и готов двигаться навстречу этому важному во взрослой жизни умению.
Условия формирования ответственности
Важным условиями в этом плане является личный пример взрослых. Ребенку проще перенимать и повторять за примером для подражания его действия. Так что взрослым тоже стоит позаботиться о формировании чувства ответственности у себя, если таковое до сих пор упускалось. Необходимо также уважать выбор ребенка, насколько бы он не соответствовал стандартам взрослых, не забывать при этом поощрять правильное поведение и учить ребенка просчитывать последствия, расставлять приоритеты.
Обучая ребенка ответственности, важно делать это пошагово. При возложении на него поручения, нужно позаботиться о его максимальной понятности и определенности.
Ответственность должна с детства прививаться человеку. Ему необходимо осознавать всю тяжесть совершаемых им поступков и пожинать их плоды, какими бы они не были горькими. Чем раньше он начнет это осознавать, тем проще ему будет впоследствии в жизни.
Комментарии 1