• 25-июл-2019, 00:00

Почему ребенка опасно хвалить?

 

Каждая мама стремится окружить свое дитя лаской и добротой. Это, в том числе, выражается в восхищении элементарными достижениями, овациями и фразами, типа «Какой же ты молодец!», «Умница!» и так далее. После этого все чувствуют себя довольными: мама спокойна, что не оставила действия ребенка без внимания, а ребенок счастлив, что сделал что-то хорошо.

Похвала, как насмешка.
Существует много книг и статей, в которых черным по белому написано, что когда как ни в детстве ребенок нуждается в похвале, одобрении и принятии родителями, что это воспитывает в нем уверенность в своих силах. Уверенность действительно важна, но почему вокруг столько подростков и взрослых, имеющих заниженную самооценку и не верящих в свои возможности?
Дело в том, что ребенок растет и со временем начинает различать моменты, когда его действительно хвалят и восхищаются, а когда это надуманно и преувеличено. Когда ребенок подрастает, то может провести анализ ситуации. Так, например, если его навыки рисования не улучшились с 2 лет, и на листке бумаги, как и прежде, красуется размытое пятно от красок, то и восхищение родителя рисунком, как самым настоящим шедевром, постепенно начнет восприниматься, как обман. Если представления ребенка о рисунке не будут соответствовать оценке, данной родителями, то ребенок может зациклиться на том, что плохо рисует и вовсе однажды перестать браться за краски и кисть. Этот же пример распространяется и на другие сферы. Так фраза «Ты у меня самый красивый!» однажды может выбить ребенка из колеи, когда, в соответствии с его собственным чувством прекрасного, ребенок увидит кого-то, кто превосходит его по внешним характеристикам.
Если мнение родителя в оценке ребенка будет расходиться с мнением ребенка, то это опасно тем, что ребенок перестанет доверять родителям, так как будет ждать подвоха. А в скором времени данное ощущение может перейти и на других людей, похвала которых будет восприниматься, как сарказм и насмешка.

Синдром отличника.
Неверно построенная похвала воспитывает в ребенке человека с синдромом отличника. Все начинается с младенчества, когда ребенка хвалят за все, начиная от сказанных слов, заканчивая походом в туалет. Когда ребенок идет в садик, его хвалят за нарисованную картинку и дружелюбный настрой к другим детям. В школе ребенок за хвалебные восторги старается учиться, забывая о важности получения знаний для себя. Он может зазубривать информацию, которая надолго в голове не остается, и пока его все хвалят за отличные отметки, он тихо страдает от страха разочаровать родителей и окружающих. Эта ситуация продолжается в университете, в который большинство детей поступают необдуманно, точно не осознавая свои таланты и предрасположенности, а по велению родителей, чтобы вновь получить одобрение и похвалу. У взрослого человека синдром отличника настолько приживается в психике, что невероятно болезненной становится любого рода критика, способная моментально разрушить доброжелательные отношения с коллективом и руководством вплоть до потери трудоустройства. Человек может слоняться из одной структуры в другую, убегая от критики и непризнания. То же обстоит и с внерабочими отношениями, страх получить неодобрение со стороны друзей и знакомых могут сделать человека ведомым и зависимым от чужого мнения. Ожидая очередного признания, человек может поддаться на уговоры попробовать сигареты, спиртное и другие тяжелые наркотики.

Не стоит забывать и о том, что неправильная похвала может научить ребенка выбирать легкие дела для исполнения, боясь не справиться с более трудоемкими обязанностями. Также ребенок может вырасти нарциссом, считая себя лучше всех, так как ему об этом постоянно говорили родители. В ходе жизни захваленный человек может потерять способность делегировать другим людям полномочия, опасаясь, что только он сможет сделать задание лучше всех. И напоследок, ребенок может потерять с детства возможность определять свою предрасположенность к чему-либо, повзрослев, он не будет видеть своих талантов, так как во время похвалы родителей, он получал похвалу личности, а не своих достижений.

Таким образом, родители должны с ответственностью подходить к похвале, тщательно выбирая, о чем говорить и как.



Барашова София

Рекомендуемое

Добавить комментарий