Родители, которые пытаются воспитать ребенка, правильно относящегося к основным ценностям и умеющим осознавать свои поступки, иногда слишком много времени контролируют ребенка, не давая ему что называется, вздохнуть полной грудью под гнетом их указаний. Недостаточно иметь хорошие ценности и мораль, эти ценности должны передаваться напрямую от старших к младшим.
Как хороший родитель общается с ребенком:
• Дает ему руководство о моральных ценностях и ожидаемом от него поведении.
• Родитель всегда доступен для ребенка, чтобы ни одно важное изменение не прошло мимо.
• Предоставляет все инструменты для управления эмоциями, и, значит его поведением.
• Обращает внимание ребенка на последствия и результат его действий.
• Корректирует способы отношений с ребенком по итогам усвоенного материала.
Возможно, эти принципы выглядят сухими и жесткими, но они являются самыми решающими в деле усвоения ребенком правильных моментов жизни. Кроме того, разумный контроль - это не наказание. Наказание всегда передается со страхом и болью. Контроль и дозированное влияние только помогают росту ребенка, дают необходимую поддержку и ограничивают лишь опасные для жизни, устремления.
Как правильно влиять на ребенка
• Формирование эмпатии происходит в ежедневных взаимодействиях ребенка с окружающим миром. Обращаясь к ребенку, важно подчеркнуть свое понимание их желаний и мягко ввести необходимое ограничение: «Ты так зол, но я не позволю тебе причинить боль твоему брату! Давай посидим здесь, я помогу тебе рассказать ему, что ты чувствуешь.»
• Соединение с жизнью ребенка посредством совместных занятий и игр помогает вовремя оказать помощь и ребенок будет чувствовать защиту. Хорошо быть в курсе дел и интересов ребенка. Когда ребенок чувствует связь с родителем, он легче переносит волнение в разных ситуациях и учится сотрудничать посредством открытости и доверия к миру.
• Сочувствие к живым существам и людям является одной из основ морального выбора. Дети начинают относиться к другим хорошо, если понимают и ощущают чувства других.
• Учите детей исправлению ошибок. Они должны знать, что большинство бытовых событий можно поправить. Проговорите, как вести себя в разных ситуациях, если что-то пошло не так, как хотелось. Научите извиняться и благодарить за полученный опыт.
• Когда дети учатся управлять своими эмоциями, они становятся способными управлять своим поведением, поэтому они могут вести себя правильно и сотрудничать. Начать лучше с принятия и признания всего спектра эмоций ребенка с таким большим состраданием, какое только сможете показать. Затем обучите нескольким смешным играм, чтобы ребенок смеялся не менее получаса в день - так дети справляются со своими страхами. Это дает ребенку поддержку, в которой он нуждается, чтобы регулировать свои эмоции. Так ребенок познает на своем опыте, что ограничения не мешают испытывать множество ярких эмоций.
• Важно транслировать модели поведения в разных ситуациях. Ребенок скорее научится признавать ценности, если они идут напрямую от родителей в обычных ежедневных поступках.
• Обязательное обсуждение с ребенком ежедневных событий и планов на будущее. Если разговаривать наедине только в случае возникновения проблемы, то можно рассчитывать на большое количество проблем. И не должно быть запретных тем. Родитель должен быть готовым к обсуждению и разбору любого вопроса, даже самого щепетильного и болезненного, иначе доверие будет утрачено надолго, или вообще навсегда.
Профилактика неудовлетворительного поведения всегда менее затратна, чем пытаться решить возникшие от непонимания и недоверия, сложности. Дети удивительно отзывчивые на качественную заботу и вознаграждением любящему родителю будет успешная жизнь повзрослевшего ребенка.