• 17-апр-2020, 00:00

Неполная семья: мифы и реальные проблемы воспитания и развития ребенка.

 

Стереотипы о неполных семьях уже давно стали притчей в языцех. К детям, которые воспитывались только одним родителем (чаще всего матерью) отношение весьма своеобразное. Их жалеют, их презирают, на них равняются. То же самое касается и матерей: их окружают пересуды, косые взгляды, сочувствие, одобрение, восхищение, пренебрежение, высокомерное отношение. Словом, спектр эмоций очень своеобразен. Но сколько же правды, а сколько лжи в навязанных клише о том, какими должны быть дети в семье, где "нет папы"?

Сначала следует выделить аргументы, на которые опираются люди, осуждающие неполные семьи:

1. У ребенка должен быть отец. Вроде бы все правильно, но ведь никто не знает, какими были отношения между двумя бывшими супругами (а то и просто сожителями). Может быть, там имело место физическое насилие, психологическое давление, финансовый контроль, жилищные проблемы. В любом случае, это выбор только двух людей, совершенно неимеющий отношения к сплетникам и сторонним наблюдателям. Порой лучше не иметь вообще никакого отца, нежели он будет алкоголиком, домашним тираном, наркоманом, безработным или иной маргинальной личностью. К тому же ребенок волей-неволей может перенимать родительское поведение. А ничему хорошему от так называемого "отца" он точно не научится, поэтому мать из двух зол выбирает меньшее.
2. Отсутствие мужской модели поведения. То есть в обществе бытует мнение, что если у ребенка нет отца, то нет в принципе никакого мужчины рядом. Предполагается, что в однополой семье исключительно женщины: мама, бабушка, тетки. Почему-то наличие, например, деда или дяди в расчет не принимается. При этом мужчина всегда любит своего внука или племянника, особенно если это единственный ребенок в семье на данный момент. Но почему-то основополагающей мужской моделью считается именно поведение биологического отца, тогда как остальные родственники могут относиться к малышу куда добрее, нежели "папа".

Что же говорят факты? Конечно, нельзя абсолютно всех детей из неполных семей подгонять под одни стандарты, но некоторая закономерность все же наблюдается:

1. Раннее взросление. Иногда это связано с плохим материальным положением семьи (работает только мать, бабушка с дедом на пенсии), поэтому ребенок начинает работать сразу после школы, а иногда даже и во время обучения. Что касается высшего образования, то он отдает предпочтение либо заочной форме, либо вообще не видит к этом смысла. Главное — заработать побольше денег, чтобы помогать семье.
2. Желание вступить в брак и стать примерным семьянином. Все, чего так недоставало самому, такой человек пытается дать собственным детям: тепло, уют, надежность, уверенность в завтрашнем дне, а главное — наличие любящего отца.
3. Спокойная жизнь. Да, неполные семьи чаще всего бедны, зато все ее члены крепко держатся друг за друга. Ради сохранения душевного равновесия ребенка мать расходится с его отцом, поэтому малыш не видит сцен насилия, пьяных драк, не слышит нецензурной брани и угроз, которые вполне могли бы иметь место в "полной" семье.

Таким образом, неполная семья вовсе не тождественна понятию "неблагополучная".

Конечно, она имеет свои особенности, сложности, но обычно для детей имеются определенные льготы (например, бесплатные путевки в санаторий или билеты на новогоднее представление). Также эти семьи очень дружны и редко состоят только из мамы и ребенка. Их обязательно поддерживают другие родственники, что формирует правильные представления о счастье и любви. И далеко не все дети страдают от отсутствия отца, потому что получают все необходимое от мамы, бабушки и дедушки.



Рекомендуемое

Добавить комментарий