Высокие манеры поведения, глубокое уважение к старшему поколению, умение видеть красоту в каждом мгновении, преданная любовь к матери – кажется, у японцев это в крови.
Всё почти так и есть: малыши познают азы культуры с самого рождения, наблюдая за поведением родителей, воспитателей, прохожих. Со всех можно взять хороший пример, ведь все воспитывались одинаково. Ошибочно полагать, что японское воспитание – это педагогические методы. В стране восходящего солнца воспитание является целой философией, задача которой – вырастить полноценного члена коллектива!
Крепкая связь на всю жизнь
От пуповины новорожденного отрезается кусочек пуповины. После высушивания он отправляется в коробочку (обычно деревянная). На емкости прописывается информации о малыше и его мамы. Это своего рода символ, связывающий мать и ее чадо. Матерей в стране восходящего солнца называют «амаэ». Слово сложно перевести на русский язык. Оно одновременно означает глубокую зависимость ребенка и жертвенность матери. В Японии редко услышишь детский крик. Каждая женщина здесь старается сделать так, чтобы у ребенка не было повода заплакать.
Детская «императорская» жизнь до 5-летнего возраста
Японская мама пошла в парикмахерскую с маленькой дочкой. Сначала кроха терпеливо сидела в кресле, потом немного порисовала, а когда совсем стало скучно – открыла баночку с кремом и стала выводить на зеркале незамысловатые узоры. Никто не делает девочке замечания, все только с улыбкой переглядываются.
До 5 лет ребенку можно все, так как он познает мир. Мамам ничего не остается делать, как постоянно ходить за малышом и смотреть, чтобы он не влез в неприятности.
На собственном примере
В 1994 г. ученые озадачились выяснением отличий подходов к обучению малышей в американских и японских семьях. Представительниц обеих культур попросили собрать вместе со своими маленькими дочками и сыновьями конструктор-пирамидку. Американки первым делом объясняли на словах, что они сейчас будут делать, а потом собирали пирамидки вместе со своими детьми. Японки вначале собирали пирамидки сами, а потом просили малышей повторить то же самое. Если у крохи не получилось справиться с заданием с первого раза, мама начинала все заново. Японцы при вразумлении детей вместо слов используют собственные поступки!
«Я хороший»
Уже совсем маленьких мальчиков и девочек учат внимательно относиться к чувствам других людей и беречь вещи. Например, если ребенок дотронется до горячей кружки и обожжет пальчики, мама всегда извинится, что не усмотрела за ним. В то же время не забудет отметить: она расстроена, что ее не послушали с первого раза, когда она ставила чашку на стол и предупреждала, что она горячая. Другой пример: малыш сломал машинку. Японка не будет его ругать за это или читать нотацию о том, как долго она трудилась, чтобы купить подарок, с которым не поиграли и неделю. Она лишь скажет: «Ты причинил ей боль».
Каждые полгода в новую группу
Японские мамы сидят дома, пока их малышам не исполнится три года. Можно, конечно, отдать сына или дочку в ясли и выйти на работу пораньше, но такое поступок воспримется обществом как эгоистический – скажут, что женщина недостаточно предана семье. А это в Японии аморально. Группы в детсадах маленькие. Максимум они состоят из восьми малышей. Через каждые шесть месяцев осуществляется смена их состава. Делается это для того, чтобы ребенок учился вливаться в любой коллектив. Воспитателя также постоянно меняются, чтобы у детей не развивалась зависимость к педагогу. К тому же, если у малыша не сформировались отношения с одним воспитателем, вполне вероятно, что он найдет общий язык с другим.
Самое страшное – быть самому по себе
У японцев нет привычки повышать на детей голос. Недопустимы и нотации. Телесные наказания – табу. Самое страшное для японца, даже для пятилетнего – это быть отвергнутым обществом. «Если будешь продолжать так себя вести, станешь смешен для всех», – говорит мамочка сынку, нежелающему слушаться. И это ему действительно кажется страшным. Общественные интересы в Японии превыше всего. Если ты не нашел своего места среди людей, значит, ты изгой. Поэтому дети быстро учатся жертвовать собственными интересами, лишь бы оставаться частью группы.
У старших больше привилегий
В японской семье нет убеждения, что все дети равны. Есть «старшие и младшие братья», «старшие и младшие сестры». Родители всегда выделяют старшего сына – наследника. У первого ребенка больше прав, но и больше обязанностей.
Скрытая власть над детьми
Нет японки, которая бы утверждала свою власть над чадом, так как понимает, что это ведет к отчуждению. Если ей не нравится поведение сына или дочери, она просто дает понять это своим расстроенным видом. Обычно этого достаточно. Дети боготворят своих матерей, поэтому испытывают раскаяние, когда их поступки вызывают огорчение.
Гендерное воспитание
Детей противоположных полов воспитывают по-разному. Сыновьям предстоит обеспечивать свою будущую семью, а дочерям – растить детей и заботиться о муже. В Японии вообще материнство превалирует над всеми прочими функциями, которые выполняет женщина. Японки даже обращаются друг к другу, используя не фамилии и имена, а семейное положение: «Здравствуй, мама (имя ребенка)». С самого детства мальчики освобождаются от работы по дому. Девочек наоборот учат шить и готовить. Поэтому дети с весьма раннего возраста начинают понимать, что в каждой семье существует четкое разграничение обязанностей. Если к девочкам большие требования предъявляют дома, то к мальчикам в школе. После уроков они обязаны посещать дополнительные занятия. Так уж сложилось, что большая часть сотрудников, задействованных в интеллектуальном труде – мужчины.
«Десятилетнее рабство»
Маленькому ребенку позволено абсолютно все, но после того, как ему исполнится пять лет, ситуация коренным образом меняется. Его знакомят с жесткой системой правил и ограничений, не подчиняться которой просто невозможно, ведь ей следуют все. Поступить по-другому – значит оказаться вне группы.
К пятнадцати годам японский подросток четко знает собственные права и обязанности, с ним начинают общаться, как со взрослым. Вот так ребенок, который не знал запретов со стороны родителей, становится законопослушным гражданином.