Отношения в семье - это старт для адаптации человеческого индивидуума в существующем мире. Именно в ней закладываются основы для выстраивания коммуникаций, фундамент для создания благоприятного пребывания в сообществе людей.
Возможности воспитания
Семьи условно подразделяют по силе их влияния на подрастающее поколение:
- Положительными считаются полные семьи, где есть отец и мать, два и более ребенка, где четко определены цели, создан быт, уделяется время досугу, развитию способностей детей. Все члены семьи хорошо понимают друг друга, разговаривают, так сказать, на одном языке. Каждый в семье знает круг своих обязанностей, зону ответственности, родители хорошо образованны, в том числе в вопросах воспитания, достаточно интеллигентны. Семья неплохо обеспечена в финансовом плане, имеет постоянный доход.
- Несколько хуже обстоятельства для формирования личности в семьях с нарушенными взаимосвязями. Зачастую в такой семье есть только мать либо отец, пережившие развод или смерть супруга.
- Положительно-нестабильными определяют семьи, создающие неплохие условия для формирования личности ребенка. Там есть любовь отца и матери, которые стараются сделать все возможное для гармоничного воспитания их чада. Но полной гармонии нет в отношениях тех, кто воспитывает. Папе и маме не хватает специальных и общих знаний, в том числе в области воспитания, а также культурного развития.
- Есть так называемые "нейтральные семьи", в которых с ребенком никто практически не занимается, поэтому воспитывает он себя самостоятельно. Как правило, это семьи, в которых есть только мама, вынужденная все свое свободное время посвящать дополнительному заработку. К таким относят также асоциальные семьи с большим количеством детей. Финансовое благополучие в подобных семьях низкое.
Не способствуют правильному воспитанию детей семьи с низкими культурными потребностями. Зачастую либо отец, либо мать имеют вредные привычки, могут злоупотреблять алкоголем. Степень духовного и обучающего развития в таких ячейках общества крайне низкая. Ввиду отсутствия даже начальных знаний здесь некому создать круг общих увлечений, хобби, определить обязанности и ответственность всех членов семьи.
- Неблагополучными являются семьи с низкими моральными устоями и неприятием ребенка как личности. Таким семьям присущи семейные дрязги, желание переложить работу на другого члена семьи, рукоприкладство и низкая планка культурных потребностей. Отец и мать зачастую необразованны, детей в семье много. Финансовое состояние крайне низкое. О детях никто не беспокоится, ни быт, ни обязанности, ни досуг не организованы. Младшие члены семьи вынуждены искать признание и хоть какую-то заботу за пределами семьи, на улице.
- Еще хуже семьи, определяемые как "криминогенные". Больше всего именно в таких семьях и морально и телесно страдают дети. И отец, и мать пьянствуют беспробудно, наливают алкоголь своим отпрыскам, избивают даже совсем маленьких, в том числе грудных, детей. Причем часто такие семьи многодетны. Здесь нет не только возможностей для нормального формирования личности, но и элементарных бытовых условий. Денег не бывает в принципе.
Какие семьи считаются благоприятными для воспитания ребенка.
Наиболее благоприятными для формирования личности ребенка являются семьи, где отец и мать относятся к процессу воспитания демократично:
требования в отношении детей не носят характера категоричного и безапелляционного, детям позволяется высказать свое мнение;
- на ребенка "давят" лишь тогда, когда для этого есть объективные предпосылки;
- в детях вырабатывается как способность подчиняться, так и иметь собственное суждение;
- отец и мать планомерно и организованно выстраивают жизнь семьи, стараются не отклоняться от заданного курса, но и учитывать при этом интересы детей, приходя к определенному согласию
В воспитательном процессе семьи опасны крайности: как жесткий авторитаризм, так и абсолютная либеральность, и вседозволенность. Первый тип отношений с ребенком вызывает у него реакцию неприятия и отторжения от воспитателя, второй - предоставляет ребенка самому себе и может привести к тому, что чадо начнет манипулировать своими родителями. Общество должно стремится к созданию семей, благоприятных для воспитания детей.