Только что рождённый на свет малыш уже реагирует на сигналы, поступающие из окружающей среды. Их восприятие способствует дальнейшему развитию сенсорной системы, головного мозга. Взаимодействие с другим человеком — одно из самых важных событий, что может быть у маленького ребёнка. Контакт новорождённого с матерью оказывает значимое действие на его будущую социальную адаптацию.
Исследования ранней эмоциональной депривации
Одним из весомых аргументов в пользу необходимости контакта малыша с матерью являются результаты различных исследований ранней эмоциональной депривации — отсутствие ласки, заботы, общения с другим человеком. Жертвами депривации могут стать дети, попавшие в дома малютки, где у воспитателей не хватает времени и желания уделять им внимание, дети из неблагополучных семей, где характерно крайне эмоционально холодное или жестокое обращение с младенцем.
Такие дети, как правило, испытывают задержки в развитии. Для малышей характерна апатичность, отсутствие ориентировочных движений, попыток схватить новый предмет, рассмотреть его. Они не берут в рот всё что попало, не лазают повсюду, доставляют мало хлопот. Но и попыток исследовать окружающий мир не предпринимают. На людей они не реагируют или испытывают к ним недоверие и сильную неприязнь к необходимости любого контакта.
Помимо серьёзных нарушений социальной адаптации, дети медленнее учатся говорить, интеллектуальные качества также страдают. В лучшем случае ребёнок, испытавший эмоциональную депривацию, вырастает интеллектуально развитым, но эмоционально холодным, испытывающим проблемы с привязанностью к другим людям. Некоторые учёные полагают, что депривация может коррелировать с развитием психических заболеваний, среди которых наиболее опасным является шизофрения (в том числе детская).
Научное объяснение необходимости контакта новорождённого с матерью
Есть немало гипотез, объясняющих механизм, по которому строится взаимодействие матери и ребёнка. Психобиологический подход использует понятие резонанса — синхронизации реакций отделов нервной системы младенца и взрослого во время их контакта. Если малыш плачет, а мать держит его на руках и улыбается ему, отделы головного мозга ребёнка, отвечающие за эмоции, быстро перестраиваются, он тоже начинает испытывать радость и учится справляться со стрессом.
В психоанализе часто можно встретить мнение, что ребёнок испытывает потребность в контакте с матерью, так как она продолжает выполнять для него функцию материнского лона — идеального места, где малыш чувствовал себя полностью защищённым. А также иногда говорят о врождённых инстинктах, побуждающих новорождённого искать взаимодействия с матерью (потребность в материнской груди и т. п.). Отсутствие удовлетворения этих потребностей вызывает нарушения в развитии.
Существует и такая гипотеза, согласно которой мать является источником удовлетворения базовых потребностей младенца (в еде, тепле). Вместе с ними она прививает ребёнку и социальные потребности, не являющиеся врождёнными.
Независимо от того, какой теории они придерживаются, учёные сходятся во мнении, что контакт новорождённого с матерью становится прототипом его отношений с другими людьми во взрослой жизни. Если мать не может обеспечить достаточной защиты от стрессов (тревожные женщины, женщины с непоследовательным поведением, эмоционально холодные или грубые матери), ребёнок вырастает неуверенным в себе, подозрительным и избегающим общения с людьми (не путать с нормальной интроверсией, когда человек испытывает потребность в меньшем количестве социальных контактов, но отношения с близкими строит тёплые и доверительные).
Комментарии 1