- 20-авг-2022, 00:00
Гигант мысли, а не гигант речи: как научить гуманитария не только хорошо писать, но и разговаривать?
Ребенок-гуманитарий — это не обязательно активист и постоянный участник олимпиад. Он может быть тихим и скромным, а то и вовсе бояться отвечать у доски. Зато его сочинения нахваливают буквально все, а не только учителя-словесники. Последние даже откровенно удивляются тому, почему такой самородок во время устного ответа превращается в мямлю.
Это обусловлено разными причинами: природной стеснительностью, плохими отношениями с одноклассниками, личными проблемами. Иногда семейные неурядицы, например, развод родителей, действуют на подростка в крайней степени негативно и он резко замыкается в себе. Это никак не сказывается на его умении грамотно и содержательно писать, но он фактически перестает разговаривать. Он все понимает, но не может сформулировать: теряется, заикается, потеет, краснеет. Как правило, это сопровождается насмешками сверстников, которым лишь бы посмеяться, что еще больше усугубляет психологическую травму.
Какими бы ни были причины, родители не должны оставаться равнодушными к этому. В конце концов такая замкнутость повредит в будущем: подросток не сможет ясно выражать свои желания и потребности. Он не сумеет поступить в университет, сдавать экзамены, защищать диплом, устраиваться на работу, выполнять служебные обязанности. В современном мире надо обладать хотя бы минимальными навыками коммуникации. Постоянно писать рассказы и повести, конечно, хорошо, а некоторые даже таким образом зарабатывают, но все равно придется общаться и с издательством, и с заказчиками. Не говоря уже про личную жизнь: такой забитый и плохо разговаривающий человек не сможет похвастаться большим количеством друзей и тем более наличием возлюбленного. В семье тоже нужно разговаривать, а не молчать, сидя по углам.
Если у ребенка имеется такая проблема, то родителям нужно вести себя следующим образом:
1. Побольше разговаривать. Очень часто люди вырастают молчаливыми из-за того, что родственники не находили времени для простого человеческого разговора. Беседы по поводу успеваемости не в счет: детям порой хочется спокойно посидеть с папой или мамой за чашкой чая и поговорить по душам о чем-то отстраненном, а не только про надоевшие до смерти химические элементы, суффиксы и логарифмы. Если в семье все молчат и проводят вечера перед телевизором или ноутбуком, то тут проблемы не только у младшего, но и у старшего поколения. Только пусть потом представители последнего не удивляются, что их взрослое чадо сядет на шею и свесит ноги. А это будет закономерным исходом, ведь вырастет совершенно асоциальная личность.
2. Посещать всей семьей всевозможные мероприятия. У "домашнего" ребенка могут быть сложности с адаптацией, поэтому ему следует как можно чаще выходить из дома. Это касается не только школы, потому что это обязательно. А вот сходить с родителями в цирк, в кино, в парк или в гости — это совсем другое дело. Причем это не должны быть одноразовые выходы в свет, как это бывает, например, с новогодними утренниками. Ребенок может молчать из-за недостатка общения и вынужденного нахождения в замкнутом пространстве. Когда он постоянно будет в окружении людей, то страхи постепенно пройдут.
Конечно, есть по-настоящему проблемные подростки, которым требуется уже вмешательство специалиста: логопеда, психолога, психотерапевта. Но, к счастью, это единичные случаи, а что касается всего остального, то это вполне можно уладить. Главное — не пускать дело на самотек и не надеяться на русское "авось", потому что когда начнутся реальные проблемы, то может быть уже поздно. Вот только виноват в этом будет не несчастный ребенок, а родители, которые им не занимались.