Многие взрослые задумываются, предлагать ли ребенку средства для мелких покупок. Ведь подобный метод стимулирует развитие бережливости. Но также он может привести к бесконтрольным тратам со стороны малютки. При этом его родные задаются вопросом, как определить график выплат и оптимальные суммы. Иногда родители дают средства просто так. А часто - устанавливают вознаграждение за конкретные труды детей. Сложным вопросом считается определение подходящего возраста для назначения подобного пособия.
Рекомендуется учесть некоторые принципы, сформулированные психологами.
Возраст
Интересоваться деньгами малыши начинают уже в дошкольной фазе развития. Тогда они зачастую коллекционируют монетки. Но все еще не понимают взаимосвязь между материальными благами и наличием средств. Заметив любопытство дошкольника, можно начать объяснять ему, как функционируют деньги.
Рекомендуется сначала выделять монетки на конкретную мелкую покупку. Если пара копеек окажутся лишними - пусть малютка бросит их в мини-копилку. Далее можно начать предлагать монетки еженедельно, ежемесячно. Можно привязать ритуал получения денег дошкольником к дате выдачи зарплаты родителю. Ребенок поймет, что деньги взрослым поступают в ограниченном количестве в конкретные дни.
Сумма
У американских родителей распространена формула: возраст малыша равен количеству долларов, которые ему предлагают. Например, 5-летнему дошкольнику ежемесячно отдают 5 долларов. А другие ребята получают сумму, равную половине их возраста. А нередко родные выдают фиксированное пособие, к которому добавляют пару процентов при взрослении получателя.
Младшим подросткам зачастую начинают выдавать деньги на приобретение элементов гардероба. При этом основные позиции обсуждают с школьником. Оговаривают сумму, которую юная личность может распределить самостоятельно.
Аванс
Часто взрослые не могут решить, давать ли аванс, который выпрашивает школьник. Некоторые дети отличаются бережливостью и не спешат растрачивать полученное. Но большинство поддаются соблазну и остаются без выделенных финансов достаточно быстро. Важно приучить школьника осторожно и ответственно относиться к сбережениям. Для этого объясняют ему, в чем суть понятия «долг».
Пусть подросток осознает, что за полученную раньше времени денежную награду придется отдать проценты. Можно вместе с ним подобрать банку, украсить полученную копилку словом «Долг». Необходимо оставить ее в комнате малыша или любом видном месте. Так он будет помнить, что обязан отдать полученное. Причем он сможет возвращать понемногу. Процент следует указать минимальный, чтобы ребенку было нетрудно бросать пару дополнительных монеток. Ведь главное - мотивировать подростка ответственно распоряжаться финансами.
Поощрение
Часто взрослые предлагают детям оплату за бытовой труд. Но некоторые боятся приучать школьников трудиться дома лишь за деньги. Ведь в обустройстве жилья обязаны быть задействованы все жильцы. Малыши также должны ощущать себя заботливыми хозяевами выделенных для них территорий. А еще родные подростка нередко боятся развить в нем излишний меркантилизм.
Современные психологи предлагают компромисс: оплачивать малышу лишь тот труд, для выполнения которого приходится нанимать специалистов. Это касается:
1. работ в саду;
2. стрижки травы;
3. чистки стекол;
4. присмотра за младшим малышом;
5. готовки.
При этом стандартные легкие обязанности остаются неоплачиваемыми (складывание игрушек, уборка постели, применение пылесоса).
Личный пример
Наиболее эффективным при освоении принципов финансовой грамотности считается собственный пример родственников ребенка. Малыш должен видеть, что взрослые осмысленно распределяют бюджет, планируют траты, всегда оставляют необходимый запас. И в целом контролируют собственные желания. Следует приглашать школьника на семейные собрания, посвященные планированию бюджета. Пусть малютка задает вопросы и просто наблюдает за действиями взрослых.
Способность планировать траты, бережливость следует развивать. Эти навыки возникают не спонтанно. Малышу необходимы разумные правила, установленные взрослыми. Важен также их личный пример.