Появление нового маленького жильца – всегда стресс для более взрослых ребят. Причем их реакция связана с возрастными особенностями.
Значение возраста старших детей
Полуторагодовалые дети – настоящие ревнивцы, собственники. Особенно это касается привязанности к маме. Они лишь начали представлять себя как отдельную единицу. Психоэмоциональное отделение от человека, родившего их, считается важным возрастным кризисом. Так формируется основа будущей независимой личности. Новорожденный занимает место повзрослевшего ребенка, поэтому второй быстрее начинает осознавать собственную новую роль. То есть его отделение ускоряется.
2 – 4-летние дошкольники реагируют на появившегося младенца более ярко. Ведь усиливается боязнь оказаться ненужным маме. 4-летние ребята сталкиваются с новыми переживаниями. Начинает проявляться эдипов комплекс. В указанной фазе дошкольника привлекает родитель другого пола. Благодаря влечению маленькая личность способна ассоциировать себя с любимым взрослым. А значит – глубже понимать его, соглашаться с его решениями. Таким образом ребенок принимает право родных людей заводить новых малышей, дарить им свою ласку.
Описанное явление подталкивает 4 – 5-летних детей к подражанию родителям. Они стремятся опекать младенца, с наслаждением заботятся о нем. И все же часто одновременно с восхищением и нежностью старшие ребята ощущают жгучую ревность. Важно демонстрировать им свою привязанность. Подчеркивать, что их место не способен занять никто. Постепенно зависть и недоверие исчезают, остается лишь желание заботиться.
Сообщать ли малышу о положении мамы
Следует донести сам факт беременности. Не рекомендуется советоваться с дошкольником. Пусть малыш поймет, что данное решение принимается исключительно взрослыми. Так он сможет принять наличие собственной жизни у них. Зачастую дети представляют будущего младенца товарищем по играм. А потому, увидев новорожденного, разочаровываются. Не стоит подпитывать фантазии ребенка о будущем маленьком друге.
Первая встреча
Увидев новорожденного, старший малыш может:
1. продемонстрировать наигранное безразличие (проявление обиды);
2. спрятаться, постараться игнорировать младенца (желание скрыть избыток эмоций);
3. начать злиться, раздражаться (открытая ревность; следует сообщить ему, что такие переживания – норма, но запретить проявлять агрессию физически);
4. начать гладить, слишком активно обнимать маленькое создание (следует мягко успокоить перевозбужденного малыша, не запрещая при этом касаться к объекту его любви);
5. сдержать эмоции, а позже непроизвольно проявить переживания через физиологические реакции (к примеру, может обмочиться, опорожниться в кроватке);
6. позавидовать младенцу, увидев кормление (не стоит утешать взрослого ребенка, предлагая отпить грудного молока; его такой ответ лишь разочарует; он жаждет близости, которую должен получить через объятия, игры или чтение с матерью).
Рекомендации
Главное – не упрекать дошкольника за его искренние реакции, которые кажутся взрослым неправильными. Важно уважать любые эмоции малыша. Нельзя принуждать реагировать определенным образом. Кроме того, первые переживания не показывают будущее отношение к младенцу. Часто даже обида, агрессия со временем сменяются любовью.
Бессмысленно убеждать дошкольника, что появление младенца – исключительно радостное событие для него. Необходимо вслух согласиться, что роль старшего ребенка – непростая. Не рекомендуется подталкивать малыша к досрочному взрослению. Пусть младший ребенок не превращается для старшего в обузу, за которой приходится постоянно присматривать.
Важно, чтобы игрушки дошкольника оставались его неприкосновенной собственностью. Иначе отнятые любимые вещицы могут спровоцировать психологический откат назад. То есть в данном случае он начинает демонстрировать повадки младенцев. Можно предложить маленькому собственнику передать новорожденному пару ненужных погремушек (по его усмотрению).
Перечисленные рекомендации позволяют облегчить процесс знакомства дошкольника с новорожденным. А значит, они помогают ускорить адаптацию обоих детей к новому периоду.