• 05-мар-2023, 00:00

Детские страхи: их влияние на здоровье ребенка, как с ними бороться

 

Ученые связывают возникновение страхов с необходимостью защищаться в опасные моменты. А значит, страх полезен. Но детские страхи пугают родных своей беспричинностью, навязчивостью. Нередко таким образом ухудшается здоровье малыша.

Суть проблемы

Дети часто стремятся доказать взрослым, что являются бесстрашными. Данную реакцию можно назвать самовнушением, попыткой победить испуг. И пусть подобные заявления ребенка и сами его страхи иногда кажутся родителям смешными – смеяться нельзя.

Насмешки спровоцируют развитие стыда, а просто страшный образ может трансформироваться в фобию. Для нее характерно особенно сильное беспокойство, связанное с конкретным раздражителем. Фобию искоренить сложнее, чем обычный страх.
Боязнь темноты, животных или незнакомцев – все это часть детства всех ребят. А бесстрашие приходит после побед над этими триггерами. Важно доказать малышу, что смелость не закладывается природой. Что она приходит, когда маленькая личность изучает мир, знакомится с собой и учится самоконтролю.

Часто пугливость усиливается у дошкольников, младших школьников. Так проявляется стремление самоутвердиться. Данному возрасту свойственна агрессивность, эгоистичность. Эти неконтролируемые чувства пытаются высвободиться, поэтому превращаются в пугающие ребенка образы (чудовищ, колдунов). Нередко подобные триггеры дополняются чертами родителей. Ведь родительский гнев – стандартный раздражитель для большинства ребят.

Большинство страхов – безвредны. Они позволяют малышу вытеснить во внешнее пространство негатив, а оставить себе лишь приятные переживания. То есть стандартные распространенные страхи – защитный механизм, помогающий ребенку справляться с внутренним дискомфортом. И все же даже привычная для всех боязнь темноты становится патологией в условиях безразличия родных людей.

Боязнь незнакомцев

Данный базовый страх проявляется первым, начинает беспокоить он уже годовалых младенцев. Но сильнее всего чужаки тревожат 2-летних малышей. Особенность этой фазы – стремление ребенка отделить потенциально опасных незнакомцев от проверенных близких людей. Так он формирует безопасную комфортную зону.
Типичная реакция 2-летнего ребенка - желание спрятаться за родственником при встрече с чужаком. Не рекомендуется насильно переучивать такого стеснительного дошкольника. Данная реакция не относится к признакам асоциальности. Психологи ее считают естественной. А вот переучивание создает почву для формирования асоциальной личности.
Такая закрытость детей от чужаков становится проблемой, если к воспитанию привлекают няню. Пусть ребенок постепенно приучается реагировать на незнакомку без страха. Сначала воспитательница должна оставаться с воспитанником в присутствии его близких. Далее переходят к совместным прогулкам, играм.

Страх темноты

Он ощущается как другой базовый страх – тревожность в момент беззащитности, одиночества. Усугубляется он пространственной дезориентацией. Рекомендуется:
1. предложить ребенку пушистую игрушку для объятий;
2. провести успокаивающие ритуалы (мытье, расчесывание, совместное чтение);
3. подыскать лампу-ночник;
4. оставить приоткрытой детскую комнату.
А вот заставлять детей пересиливать себя, оставляя их в темноте – плохая идея. Таким образом исчезновению одного страха будет сопутствовать возникновение нового. Или может проявиться физиологическое нарушение (к примеру, неконтролируемое мочеиспускание).

Боязнь чудовищ, привидений

Зачастую так высвобождаются будничные тревоги ребенка. А благодаря фантазии дошкольник неосознанно все приукрашивает. Методики, которые лишь навредят:
1. насмешки;
2. сравнение с бесстрашными сверстниками;
3. агрессивные призывы быть смелее.
Рекомендуется спокойное обсуждение триггеров, пугающих ребенка. Его может убедить расслабленность родителя в процессе проговаривания проблемы. Ведь, если взрослого не тревожит какой-то образ – его, и правда, нет. Многим помогают сказки, позволяющие мысленно уничтожать чудовищ. Такие вечерние ритуалы повторяют, пока дошкольник не избавится от боязни.

Главная задача для взрослых – воспринимать детскую тревожность всерьез. Но одновременно следует помнить, что страхи – естественны для любой личности.



Рекомендуемое

Добавить комментарий