Не все люди вспоминают свои школьные годы с ностальгией.
Это не обязательно связано с буллингом или еще каким-то не менее приятным явлением. Все гораздо проще: дети боялись родительского гнева из-за случайно полученной "двойки". Наверное, каждому известна такая ситуация: класс замер в ожидании результатов за контрольную работу. Учительница раздает тетради, а ученики робко тянутся к ним, боясь открыть и увидеть там не то что нужно. Фраза: "Меня мама убьет!" казалась самой страшной на свете. Сравняться с ней могла лишь знаменитая угроза: "Дома поговорим!". Одноклассники с искренним сочувствием и жалостью смотрели на своего получившего "тройку" или "пару" товарища, соболезнуя ему всем сердцем. Получить такую отметку было равносильно смерти.
Все эти психологические травмы наносятся прежде всего родителями.
Они внушают ребенку, что получить низкую оценку стыдно, устраивают провинившемуся разные виды наказания: лишают телевизора, прогулок, сладкого, а то и вовсе объявляют полноценный бойкот. Несчастный двоечник не понимает, почему папа, мама и бабушка сталкиваясь с ним в коридоре или на кухне, делают вид, что не замечают и демонстративно не реагируют на вопросы. Кажется, что важнее отличной отметки нет ничего не свете. А так ли это?
Перед тем как пугать ребенка, нужно подумать: а верят ли сами взрослые в то, что говорят?
Разве кому-то из них помогла в жизни "пятерка" по алгебре? Они стали великими математиками, докторами наук и сделали открытие? Чаще всего отличники и хорошисты трудятся на довольно низкооплачиваемых работах, считают копейки и влачат свое существование от зарплаты до зарплаты. Зато всеми презираемые школьные бездельники неплохо устраиваются: открывают бизнес, ворочают огромными капиталами. Конечно, все это могло стать наследством, но все равно деньги ведь можно просто спустить на развлечения, а не инвестировать в выгодный проект. Следовательно, не такие уж они и глупые, эти бывшие двоечники. Да, они не учили физику и не отличают Гоголя от Гегеля. Зато ежегодно летают за границу.
На самом деле аттестат никак не поможет ребенку в университете и, тем более, на работе.
Это всего лишь бумажка, которую зачастую даже не смотрят. Она просто есть и все. Но карьеру человек строит уже самостоятельно, не опираясь на знание строения Солнечной системы или третьего закона Ньютона. Расшатав нервы в школьном возрасте, он вряд ли сможет добиться успехов, потому что привык всего бояться и вздрагивать от каждой неправильно написанной буквы. Никто не захочет связываться с таким специалистом, потому что у него в буквально смысле слова дрожат руки. Это типичный перфекционист с синдромом отличника, искренне считающий, что не имеет права на ошибку. Таких людей очень сильно не любят в коллективе, потому что своей въедливостью и занудством они способны довести до белого каления даже очень терпеливого человека.
Таким образом, нужно реально смотреть на жизнь и не гнобить собственных детей из-за того, что те получили за ответ у доски или за написанную самостоятельную. Оценка — это понятие субъективное. Лучше присмотреться к тому, какие у ребенка имеются способности. Он может совершенно не разбираться в химии и биологии, зато превосходно понимать английский или хорошо играть на фортепиано. Быть идеальным невозможно, а круглые отличники, как правило, выгорают еще в юном возрасте. Они все силы отдают на то, чтобы получить медаль, а после выпускного вечера хотят просто лечь и умереть. Поэтому родителям нужно решить: действительно ли они хотят такой участи для единственного ребенка?