• 07-ноя-2019, 12:01

О чувствах гнева, вины, печали, обиды и страха с точки зрения детского психолога

О чувствах гнева, вины, печали, обиды и страха с точки зрения детского психолога 

 Всем известно, что у любого относительно здорового человека кроме тела, с его физическими ощущениями и потребностями, есть мысли, чувства и духовные потребности. Сегодня я хотела бы уделить внимание чувствам как одному из важнейших компонентов нашей жизни.

На вопрос: «Как ты себя чувствуешь?» - большинство людей легко даст ответ: «Нормально!» или «Неважно». Это может касаться как физических ощущений, которые легче распознать (чувствую себя плохо, т.к. спина болит), так и душевных процессов и состояний. А с последними разобраться не всегда просто. Человек часто способен понять, что испытывает душевный дискомфорт, но понять, какие чувства за ним скрываются, удается не всем.

В нашем обществе теме чувств уделяется очень мало внимания. Чувства обсуждаются на школьных уроках литературы, музыки и изобразительного искусства. Но далеко не в каждой семье принято обсуждать эту тему. Более того, во многих семьях некоторые чувства находятся под запретом: «Не сердись!», «Не бойся!» - фразы, знакомые с детства многим. Родители, произнося эти фразы, как правило, обеспечивают себе тем самым комфортное состояние. Ведь проще сказать: « Не сердись!», чем разрешать конфликтную ситуацию, выяснять, с чем связан гнев ребенка, учить его проявлять агрессию конструктивно. (Да и им в детстве говорили то же самое, и вести себя по-другому эти родители не научились. Некоторых родителей агрессия ребенка может пугать, потому что они чувствуют себя беспомощными.) А если ребенок услышит «Не сердись!» много раз, то он поймет, что сердиться плохо, нельзя, неприлично. И любые агрессивные чувства будут блокированы, он перестанет их проявлять. А если мама часто говорит малышу или школьнику: « Когда ты так злишься, ты меня огорчаешь!» - то к запрещенному чувству добавится еще и чувство вины. И появится порочная цепочка: злиться нельзя, потому что это некрасиво, нехорошо, значит, раз я злюсь, я плохой, да еще и маму огорчает моя злость, я виноват, значит, плохой вдвойне.

Кому захочется знать про себя такое? Никому. И выход будет простой: чувство не только не будет проявляться в поведении, но человек просто перестанет его осознавать. А сама злость ( раздражение, гнев) при этом не исчезнет. Не имея выхода вовне, она начнет разрушать организм изнутри, проявляясь, например, в виде повышенного давления, болей в сердце.

Запрещенный страх может сдавливать живот или горло, приводя к дисфункциям желудочно-кишечного тракта или бронхиальной астме. А может приводить к бездумным «подвигам» (автомобильным «полетам» со скоростью 200 км/ч и тому подобным вещам).

Запреты на проявление горя, печали, обиды, страха особенно касаются мальчиков.

«Не реви, как девчонка!»… «Мужчине бояться стыдно! Ты не маленький!»… И целые поколения мужчин выросли, зная, что право на эти чувства есть только у женщин и детей. Большая подверженность мужчин сердечно-сосудистым заболеваниям и меньшая продолжительность жизни, вероятно, в значительной степени связаны с запретами на чувства, полученными в детстве и культивируемыми в обществе.

А ведь чувства являются важными регуляторами нашего поведения, настроения и самочувствия. Чувства сами по себе – ни плохие и не хорошие. Только мы придаем им ту или иную оценку.

Агрессия, например, необходима человеку, т.к. с ней связаны не только разрушительные, но и созидательные проявления: лидерские качества, активность, целеустремленность, энергичность, здоровая конкуренция, стремление к успеху и достижениям. Блокируя агрессивные чувства, человек утрачивает энергию, становится вялым, апатичным.

Страх регулирует наше отношение к опасности, что необходимо для выживания. Блокируя страх, человек рискует стать жертвой своего бесстрашно-бездумного поведения. Согласитесь, ценно, когда человек смог добиться чего-либо (научился плавать), преодолевая свой страх, а не когда он без боязни бессмысленно рискует своей или, что еще печальнее, чужой жизнью.

Так же подробно можно написать о любом из чувств. И каждое из них важно в нашей жизни. И любовь, и ненависть, и радость, и грусть, и страх, и стыд, и вина, и удивление, и отвращение и все остальные. Многие чувства не живут друг без друга, являются парными. И если человек никогда не позволяет себе грустить, то и с яркой радостью, скорее всего, встретиться не сможет.

Таким образом, невозможно ощущать себя комфортно, постоянно подавляя какие-либо чувства. Сравните с чувством голода или жаждой. Что произойдет, если их игнорировать? Человек просто умрет от истощения или обезвоживания. Игнорирование душевных чувств не приводит к фатальным последствиям напрямую, но тоже действует на организм разрушающе. К тому же, на подавление чувств тратится огромное количество энергии, необходимой для продуктивной жизнедеятельности, и человек вместо того, чтобы реализовывать свои планы, вяло топчется на одном месте, не понимая, почему у него нет сил для движения вперед.

Бывает, что каким-то чувствам в семье, наоборот, уделяется слишком много внимания. Так, часто у тревожных родителей и дети становятся тревожными. Они вырастают с избыточным количеством страхов. И эти страхи уже не предохраняют от реальной опасности, а тормозят любую деятельность, где присутствует новизна или что-то, чего ребенок привык бояться, хотя это не представляет угрозы.

Надеюсь, я сумела вас убедить, что хорошее осознание своих чувств и их адекватное проявление необходимы всем людям для того, чтобы жизнь была более гармоничной. Культура воспитания чувств, уважения к ним закладывается, безусловно, в семье. Родителям особенно важно заботиться о понимании своих чувств, чтобы лучше понимать чувства ребенка, не запрещать их, а учить проявлять конструктивно. Всем родителям рекомендую прочесть книги Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?» и другие. В них затрагиваются эти и многие другие вопросы.



Рекомендуемое

Добавить комментарий