Конфликт двух полюсов – и как его снять?
В воспитании детей практически нет неважных вещей, или каких-то элементов, на которые можно было бы не обращать внимания. В действительности важны все аспекты будущей жизни маленького человека. Для того, чтобы становление будущего взрослого проходило нормально, есть две противоположные доминанты характера, которые в будущем должны начать взаимно дополнять друг друга. Это самостоятельность и ответственность. Проблема воспитания того и другого у малышей заключается в том, что с их точки зрения это – противоположности. Ведь если я – самостоятельный, то делаю все, что хочу, а если ответственный – то только то, что нужно. А то, что нужно, как правило, не хочется, или скучно, или просто тяжело и неприятно. Соответственно, первая задача ответственного воспитания – это снять подобную дихотомию, разделение у ребенка, дать ему ясную картину того, что ответственность – желанна, а самостоятельность – не только для того, чтобы делать то, чего хочет подсознание. Однако, это проще продекларировать, чем выполнить.
Тренировка самостоятельности.
Подготовка к самостоятельности должна быть тесно связана с взрослением и обретением больших, взрослых прав. То есть, у ребенка по мере взросления возникают потребности, например, в собственном пространстве, где он мог бы побыть один. Соответственно, он вместе с таким правом и возможностью должен получить и обязанность обязательно следить за чистотой и порядком на этом собственном пространстве в обмен на то, что туда не будут слишком часто заглядывать взрослые. Если подростку нужны собственные карманные деньги, то он должен быть ознакомлен с простейшей формой записей и планирования своих трат, использования денег, рационального составления своего бюджета. Но эта подготовка должна быть не абстрактной, а практической, связанной с ежедневной жизнью и потребностями ребенка. Например, ему нужно самому рассчитать, сколько денег ему нужно на дорогу, на продукты в школе или обеды, сколько он сможет экономить только для себя для достижения своих собственных целей, например, каких-то важных покупок. Эта форма самостоятельности просто неотделима от настоящей ответственности. А самая важная форма ответственности – это перед самим собой. При этом ребенок учиться еще и не обвинять в своих неудачах или неприятностях кого-то другого – потому что только он сам отвечает за то, что делает.
Взращивание ответственности.
Ответственность имеет и вторую сторону – это затрата усилий для кого-то или для какого-то важного общего дела, которое не касается личных интересов. Такого рода занятия также должны быть привычными. То есть, ни в коем случае с самого маленького возраста не стоит обслуживать ребенка. Более того, как только у него появляются новые физические возможности, стоит отдавать ему новую сферу деятельности в самостоятельное управление. При этом он должен получать и минимальные задания. Например, принести что-то папе или маме, подержать, немножко подождать самостоятельно и ничего не делать, пока мама отошла. Для самого маленького такого рода «задания» - вполне серьезные, требующие концентрации и приложения первых волевых усилий. Затем ребенок может уже накрывать на стол, проследить за чайником или кашей и т.д.