Начало учебы в школе – очень сложный период как для самого школьника, так и для его родителей, ведь он начинает физически и психологически привыкать к новым социальным условиям.
В среднем этот временной отрезок длится от 3 до 6 месяцев. Школьнику необходимо привыкнуть к обновленным обстоятельствам, подружиться с классом и, самое главное, получить мотивацию для получения новых знаний и умений.
Время и степени адаптации
Школьные годы – это важное время в жизни каждого человека, оно следует после детского сада. Но в детском саду были другие правила, а сейчас уже взрослеющий малыш попадает под действие следующих факторов:
• иной распорядок дня
• строгая дисциплина
• необходимость взаимодействия с учителем и одноклассниками
• другая обстановка и обязанности
Привыкание к обновленным условиям жизни может быть легкой, средней и тяжелой степени.
- При легкой степени школьник осваивается в данных условиях в течение первой четверти. Он просто вливается в учебный коллектив, находит друзей, прилежно выполняет все требования классного руководителя, у него хорошее настроение.
- При средней степени адаптации он привыкает к особым требованиям в течение полугода. Первоклассник с трудом общается с одноклассниками и учителем, возникают проблемы в усвоении школьной программы.
- При тяжелой форме первоклассник привыкает к школьной жизни около года. Он не может подружиться с одноклассниками, на него чаще всего жалуются учителя, он не усваивает школьную программу. Такие дети составляют группу риска.
Дети группы риска.
Гиперактивные дети очень тяжело переносят процесс приспособления ко всему новому. В учебном заведении важна дисциплина, а дети с такими особенностями постоянно нарушают правила поведения. Им необходима помощь взрослых. Важно разговаривать с ними о школе, о необходимости учебы и постараться заинтересовать, увлечь их. Если же речь идет о СДВГ, и это диагноз, поставленный врачом, необходимо обратиться к помощи специалистов.
Сложно адаптироваться к школьным условиям и одаренным детям. В обычном классе таким ребятам скучно. Они очень хорошо интеллектуально развиты, новый материал усваивают легко. Лучше всего маленьких гениев переводить в специальное учебное заведение для одаренных детей, где они будут равными среди равных.
Советы родителям:
- чтобы помочь своему ребенку, родителям необходимо понимать, что не нужно предъявлять к нему завышенных требований. Он только начинает привыкать к иным условиям, учится управлять собой.
- не следует ругать первоклассника за ошибки, нужно учить исправлять их.
- он должен сам выполнять работы, заданные на дом, это развивает самостоятельность
- самостоятельность важна и в быту. Первоклассник должен уметь застегивать пуговицы, молнии, завязывать шнурки.
- чтобы решить проблемы ребенка эффективно, нужно начинать решать их как можно раньше. Это касается и поведения, и успеваемости.
- чтобы уберечь здоровье школьника, следует соблюдать режим дня. Прогулки нужно совершать ежедневно. Если ребенок сильно устает, следует обеспечить ему отдых в виде дневного сна.
Учеба – это тяжелый труд. В жизни школьника многое поменялось, он взрослеет. В своего малыша нельзя не верить и тогда он сам сможет поверить в себя и поймет, что у него все получится!