• 20-июл-2020, 00:00

Адаптация первоклассника: на что следует обращать внимание

 

Адаптация – механизм социализации и привыкания личности, включение ее в новую работу и условия.

Когда первоклассник идет в школу, он попадает в новые для него, совершенно непривычные условия, незнакомый круг общения. С какими проблемами в адаптации детей к школе встречаются психологи? Психологи регулярно делают анализ особенностей адаптации новоиспеченных школьников к новым условиям и выявляют целый ряд проблем. Среди них следующие:

  1. Это в детском саду дошколята считались над другими детьми самыми старшими в коллективе, а вот в школе, наоборот, первоклассники – самые младшие, и это совершенно другая возрастная иерархия.
  2. В детском саду у детей более щадящий игровой режим дня, где занятия чем-то развивающим, обучающим постоянно чередуются с игрой. В школе же четкий распорядок и режим, где довольно строгая, требовательная дисциплина. Не все дети приспосабливаются к этому сразу. Обычно ближе ко второму полугодию ученики первого класса более или менее привыкают к постоянной смене уроков и перемен.
  3. Игровая деятельность сменяется учебной и познавательной, и делается это весьма быстро и без «раскачки».
  4. Более суровые требования заставляют детей быстрее взрослеть и учиться новым правилам и привычкам.
  5. Вокруг много людей, не все они быстро становятся знакомыми. Поэтому ко многим из встречаемых взрослых дети привыкают довольно длительное время.

От каких факторов зависит срок адаптации

Адаптивный период в первом классе может длиться от 14 дней до полугода.

Сроки адаптации ребенка зависят от нескольких важных факторов:

- индивидуальные особенности, привычки и воспитание ребенка;
- уровень подготовки к новым школьным условиям, элементарные знания, необходимые для обучения в первом классе;
- степени общительности и коммуникабельности.

Целью адаптации является адекватное понимание первоклассника происходящего и его включение в новую, непривычную для него жизнь.

Для успешной адаптации ребенка к школе, следует обращать внимание на следующие составляющие этого процесса:

  1. Установление контакта с педагогами.
    2. Способность ребенка осознавать ряд своих первых обязанностей.
    3. Установление отношений с одноклассниками.
    4. Отсутствие конфликтных ситуаций в классе.
    5. Владение ребенком нужными знаниями и умениями.

Если будут выполнены все пункты плана, процесс адаптации первоклассника должен пройти без особых негативных явлений. Однако следует учитывать еще ряд составляющих адаптивного периода:

  1. Психологическую адаптацию. Она оценивается по таким факторам, как:

- готовность к оцениванию, в том числе и самого себя;
- наличие или отсутствие настроения;
- обострение существующих хронических заболеваний.

  1. Физическую адаптацию. Оценивается по следующим факторам:

- ежедневное самочувствие;
- наличие или отсутствие аппетита;
- обострение существующих хронических заболеваний.

Названные критерии охватывают обычно все стороны жизни первоклассника, который в период первого школьного года подвергается большим изменениям, в том числе физическим и психологическим.

Советы родителям по адаптации ребенка первоклассника

Разумеется, каждый ребенок в первую очередь нуждается в помощи и поддержке со стороны родителей. Несколько советов от психологов помогут семье пережить этот непростой период и выйти из него без кризисов и психологических трудностей:

  1. Родители должны обязательно регулярно интересоваться делами ребенка в школе, разговаривать о прошедшем днем, спрашивать о том, что волновало, что радовало, а что огорчало.
  2. Не ругать (ни в коем случае!) за промахи и неудачи. Не стоит совсем не обращать на них внимание. Просто стоит подчеркивать, что то, что сегодня или в этот раз не получилось, в следующий раз непременно выйдет.
  3. Стараться не нарушать режим дня. Так ребенку будет легче привыкнуть к распорядку и дисциплине.
  4. Всячески поощрять успехи, хвалить за победы. Похвала особенно важна на начальных этапах в качестве естественного стимула, который будет возбуждать интерес, и подстегивать дальнейшие старания.
  5. Всегда оставаться в контакте с учителем ребенка и консультироваться с ним, если что-то настораживает в его поведении.

Эти советы помогут быстрее адаптироваться первокласснику, а родителям сохранять спокойствие и помогать своему выросшему малышу, привыкать к новым для него условиям.


Барашова София

Рекомендуемое

Добавить комментарий