Родителям важна учеба, хорошие оценки, посещение спецшкол-спортивных, художественных, музыкальных, развитие интеллекта и кругозора. Ради покорения этих вершин ребенок освобождается от всех домашних дел. Распространено мнение, что дети еще успеют поработать во взрослой жизни. Такой подход неверен. Именно нудные, ежедневные, домашние обязанности делают ребенка ответственным. Поручения по дому помогают преуспевать в дальнейшей жизни. У людей, добившихся очень многого, домашние дела начинались в 3-4 года. Тем, кто начал помогать в подростковом возрасте, в жизни приходится гораздо труднее.
Даже если в доме порядок, обед приготовлен, стирать не нужно, словом нет необходимости в помощи - ребенок должен быть занят хоть чем-нибудь, должен понимать, как это выполнить правильно, делать хорошо и радоваться похвале родителей за свой труд. Важна мотивация - вся семья живет в одном доме, все должны стараться, чтобы было удобно, хорошо, красиво и чисто. Ребенок не должен привыкать к тому, что посуда сама по себе оказывается в раковине, игрушки расставляются по полочкам сами, фантики и бумажки волшебным образом оказываются в помойном ведре. Когда он сам будет убирать за собой, придется бережнее относиться к результатам и уважать чужую работу. Так из мелочей складывается правильный подход к труду.
В будущем, во взрослой жизни, в коллективе эти навыки окажутся бесценными. Полагается уметь к четырем годам чистить зубы, умываться, помогать убирать игрушки, одеваться, раздеваться (иногда некоторая помощь от взрослых все же нужна) . В неполные шесть лет должны помогать стирать одежду, кормить домашних животных, вытирать пыль где достанут, помогать убирать со стола. В первом классе ребенок уже готовит простые блюда, моет посуду, приводит в порядок туалет, заправляет постель. К шестнадцати годам человек должен полностью уметь обслужить себя, иначе став студентом, проживая отдельно от родителей он столкнется с огромным количеством проблем, которые просто не дадут ему нормально и полноценно обучаться. В этом неполном списке много дел, которые родителям проще и быстрее выполнить самим, но чем раньше начнется приучение детей к труду - тем легче им будет в жизни.
Правильно сначала делать за ребенка, потом с ним вместе, затем смотреть, как он делает сам. Важен собственный пример. Неразумно отправлять ребенка вытирать пыль, лежа на диване. Лучше всего заниматься домашними делами вместе. Ребенок не будет рад новой нагрузке, но похвала заставить его почувствовать себя нужным, а свою помощь важной. Если не получается с первого раза, пусть пробует снова. Когда задание будет выполнено, не стоит благодарить слишком эмоционально, достаточно сообщить, что сделано неплохо. Восторги следует приберечь для чего-то выдающегося. Занимаясь рутинной работой дети привыкают, что чем-то заниматься нужно всю жизнь.
Ребенок, помогающий родителям, со временем вырастает в ответственного, неравнодушного, самостоятельного взрослого человека.