Всем родителям знакома такая ситуация, когда послушный и прилежный ребенок резко становится неуправляемым, грубит взрослым, прогуливает уроки, не уделяет время учёбе и совершает необдуманные поступки. Всё перечисленное свидетельствует о переходном возрасте. Родители пытаются вразумить подростка, объяснить ему последствия такого поведения, но воспитательные беседы ни к чему не приводят. Ребенку именно в подростковом необходимо сформировать все навыки, умения и привычки, так как с возрастом сложнее менять в себе что-то.
Развитие подросткового самоконтроля
Тинейджер ведёт себя неадекватно по причине наибольшей активности некоторых областей мозга, а именно лимбической системы и префронтальной коры. Первая управляет эмоциями и ощущениями удовольствия. Половые гормоны обостряют её чувствительность. Подросток становится импульсивным, ищет новые впечатления, идёт на риски ради собственного удовлетворения. При этом ребёнок знает о последствиях, но ему трудно справиться с искушением и контролировать поведение. Так появляются привычки. Второй механизм — префронтальная кора — отвечает за эмоции и поведение, принятие разумных решений, но у подростков она слабо развита.
Воздействовать на мозг тинейджера можно и положительно, и отрицательно. На лимбическую систему сложно повлиять, но можно уберечь ребенка от негатива и неоправданных рисков и поспособствовать развитию самоконтроля.
К методам развития саморегуляции относится осознанная медитация. Она учит концентрироваться, не отвлекаться. Ребенок сосредотачивается на главном, лучше управляет эмоциями и мыслями.
Укрепить самоконтроль помогут физические упражнения. Наиболее эффективны командные виды спорта.
Чтобы ребенок достигал поставленных целей, он должен представить в деталях, как поменяется его жизнь при достижении желаемого, и следовать своим правилам борьбы со слабостями. При стрессе усилия тинейджера могут оказаться тщетными, поэтому важна спокойная, дружелюбная атмосфера, свободная от ссор, конфликтов и переутомления.
Окружение подростка зачастую дезорганизует: именно компания сверстников зачастую подбивает на совершение необдуманных поступков. Родителям стоит внимательнее следить, с кем общается их ребенок, и не допускать бесконтрольное времяпрепровождение с друзьями.
Основные правила подросткового воспитания
Психологи утверждают, что необходимо следовать трем принципам воспитания. По отдельности они не действуют, поэтому их нужно сочетать.
1. Проявление любви. Ребенку необходима поддержка и внимание со стороны взрослых. Родители должны активно участвовать в его жизни, интересоваться проблемами, успехами. Не нужно бояться проявлять ласку, например, обнять или поцеловать подростка.
2. Должная строгость. Контроль со стороны взрослых помогает сформировать способность к саморегуляции. Поначалу ребенок руководствуется правилами родителей, а потом следует своим. Правила и требования родителей должны быть четкими и последовательными. Если ребенок непослушен, нельзя унижать его, кричать и тем более применять к нему физическую силу.
3. Поэтапное ослабление контроля. Чтобы развить у ребенка самостоятельность, нужно предоставлять ему свободу. Подросток должен понять, как регулировать своё поведение без помощи взрослых. Обязательно хвалить его за принятие ответственного решения, а в противном случае дать совет, как не допускать ошибок в будущем.
Воспитания навыка самоконтроля — залог будущего успеха. Человек, способный сопротивляться искушениям, не имеет проблем с поведением и проявлением эмоций, адекватно оценивает себя и добивается карьерного роста. Поэтому родителям очень важно развивать у ребенка способность к саморегуляции.