Индивидуальные особенности ребёнка проявляются в пятилетнем возрасте. Они бывают разными и могут помогать или мешать малышу в общении со сверстниками. Задача родителей, обратить внимание, рассказывает ли малыш о друзьях, изъявляет ли желание играть со сверстниками. Если этого нет – это повод для беспокойства. В этом случае малышу надо помочь наладить контакты с другими детьми. Малыши часто ведут себя дома и на улице по-разному, и важно оценить поведение ребёнка вне дома и в незнакомой ситуации.
Стеснительные дети
Неуверенные в себе дети стесняются незнакомых людей: взрослых и даже детей. Им сложно завести друзей самостоятельно, и нужно в этом помочь, научить, как правильно общаться со сверстниками. В первое время взрослые постоянно должны находиться рядом, помогать включаться в разговор и в игры, если возможно, самим принимать участие. Застенчивый ребёнок чувствует себя увереннее, если рядом с ним только один малыш. Дружбу он предпочитает заводить с ребятами старше себя и с качествами лидера, у которых могут научиться коммуникабельности.
Чтобы научить малыша находить общий язык с другими детьми, ему создают комфортные для общения условия: приглашают детей к себе домой. В знакомой обстановке ребёнок чувствует себя увереннее.
Взрослые сами организовывают игры, придумывают развлечения. Малыша ставят в роль ведущего, чтобы помочь справиться с неуверенностью и стеснительностью.
Для преодоления застенчивости ребёнка:
- Не обсуждать характер ребёнка в его присутствии, чтобы ещё больше не подорвать веру в себя.
- Во время игры с детьми не давить на малыша и не заставлять делать то, что он не хочет.
- Чаще хвалить за решительные и смелые действия.
- Ставить перед малышом посильные для него задачи: просить поздороваться с незнакомыми людьми или задать вопрос кому-то из взрослых.
- Помочь малышу почувствовать себя увереннее помогут коллективные занятия у психолога.
Избалованный ребёнок
Дети, которые любят постоянно находиться в центре внимания, имеют задатки лидера и легко общаются. Но их избалованность часто является для взрослых серьёзной проблемой. Нелегко приходится и самому малышу, когда в незнакомом месте он пытается командовать и навязывать свои правила. К такому поведению сверстники малыша относятся плохо и не хотят с ним дружить.
Если активного малыша слишком опекают, а его отношения со сверстниками не ладятся, стоит задуматься: не пытается ли он в компании командовать или, наоборот, возможно отказывается общаться с детьми. В этом случае друзей ищут помладше ребёнка и учат его заботиться о новом друге и помогать ему. Натренировать навыки общения помогут ролевые игры типа «дочки-матери».
Исправить эгоистичные черты характера ребёнка поможет вхождение в большой детский коллектив. Ему предлагают вступить в игры, где требуется много участников. Мама наблюдает за игрой со стороны, следя, не проявляет ли её малыш агрессию, если кто-то пытается им командовать. Если такое происходит, пресекают поведение сразу. Активным и бойким детям полезно посещать кружки и секции, которые ему интересны.
Заключение
Кроме стеснительности и избалованности есть и другие особенности характера, способные помешать в будущем малышу. Найти причину непростого поведения детей можно, наблюдая за ним дома и на улице, или расспросив воспитателя детского сада. Нельзя изолировать ребёнка от чужих детей, даже если он этого хочет. Находят причину поведения и пытаются преодолеть её, чтобы малыш мог свободно и правильно развиваться. Кроме терпеливого и внимательного отношения родителей иногда требуется посещение психолога, и бояться этого не стоит.