• 05-июл-2023, 00:00

Как отличить гиперопеку от обычной заботы: советы родителям

 

Родители зачастую душат детей излишней заботой. Причем делают это незаметно для себя. В результате развиваются несамостоятельность, неорганизованность, которые разрушают жизнь повзрослевшему ребенку.

Причины гиперопеки

В ходе развития малыша его родные должны успевать адаптироваться к расширению списка его навыков, свобод, обязанностей. Не всем взрослым удается переключаться при переходе в новую фазу. Основные причины:
1. Родитель посвящает воспитанию малыша всю жизнь. Поэтому снижение собственной значимости в данной сфере воспринимается болезненно. Сталкиваются с этим зачастую безработные люди.
2. Иногда не удается переключаться с роли босса на роль родителя после возвращения к родным. Властный руководитель забывает, что командовать семьей, как подчиненными, нельзя.
3. Со сверхопекой сталкиваются поздние или часто болеющие малыши. У родственников формируется патологический страх за маленькую личность, которая им кажется полностью беззащитной.
4. Частая причина – желание обеспечить ребенка благами и лаской, которые когда-то не достались самому родителю.

Потворствующая сверхопека

При ней взрослые отрицают необходимость любых запретов, ограничений, наказаний. Малыш для них является важнейшим достижением, целью существования. Поэтому любой каприз мгновенно исполняется.
Родные таких избалованных детей способны пожертвовать всем. К примеру, заболевшая гиперопекающая мама откажется лечиться, если придется даже ненадолго забыть об уходе за подростком. Такой родитель может позвонить педагогу или другому работнику, чтобы выяснить, поел ли 13-летний школьник. При такой нездоровой заботе дети лишаются возможности развить базовые для выживания навыки:
1. самостоятельно есть;
2. умываться;
3. причесываться;
4. перемещаться вне жилья.
Подобная сверхопека способствует возникновению чувства никчемности, бездарности, бессилия. Психологическая и бытовая зависимость от родственников провоцирует конфликты, бунтарские настроения у школьника. А бунт проявляется через побеги, самовредительство, опасные привычки.

Доминирующая гиперопека

Особенность – стремление взрослых полностью подчинить малыша, добиться беспрекословного выполнения указаний родителей. В данном случае воля ребенка подавляется даже в малейших бытовых аспектах. Причем часто доминирующий взрослый старается преподносить свои приказы ласково, мягко. Малыш постоянно слышит упреки, нотации, напоминания и обвинения.
Такой родитель уверен, что без тотального контроля дети не выживут, случится непоправимое. Он регулярно сравнивает малыша с его окружением, убеждая ребенка в его неуклюжести и неумении что-либо делать правильно. Поэтому круг замыкается: для обучения малышу придется ошибаться, а это пугает сверхопекающих родственников.
В подобных взаимоотношениях мнение малыша не учитывают. К примеру, в гостях девочке предлагают попробовать лакомство. Мама тут же отвечает, не позволяя дочери отреагировать первой: «Ей нельзя, она и так потолстела».
Родителям придется осознать, что уверенность, самостоятельность, наличие навыков не закладываются природой. Данные черты формируются в ходе активной деятельности. Следует поддерживать малышей, лишь если они попросили об этом. И если задачи слишком сложны для определенного возраста. При этом необходимо принять неизбежность ошибок. Они закаляют личность, учат ее проявлять гибкость.

Несколько рекомендаций

При потворствующей сверхопеке взрослым следует подыскать себе альтернативные увлечения. Интересные занятия позволят обрести смысл существования, не связанный с малышом. При этом следует постепенно увеличивать перечень действий, которыми школьник будет заниматься самостоятельно. К примеру, пусть подросток сам подготовит портфель, решит задачку, покормит питомца.
Необходимо удержаться от подсказок, советов, критических замечаний. Не рекомендуется торопить подростка или переделывать результат. Если подростку трудно – следует дождаться его просьбы о помощи. И даже тогда лишь немного подтолкнуть, показать направление.
При доминирующей опеке важно заставить себя интересоваться мнением школьника. Пусть подросток получит возможность выбирать из предложенного. Сначала выбор может касаться бытовых моментов (выбор обуви или блюда). Далее подросток сможет подобрать интересующие его кружки.
Развитие самостоятельности малыша – базовая задача для родителей. Так демонстрируют настоящую любовь, уважение к маленькой личности. Она сможет наконец повзрослеть, стать сильнее.



Наши подопечные

Рекомендуемое

Добавить комментарий