Агрессия отражает разные переживания маленькой личности. Стремление самоутвердиться, обида, переутомление или избыток сил – любой источник дискомфорта может провоцировать малыша на причинение вреда своему окружению. Такие факторы следует выявлять. И, отталкиваясь от них, корректировать характер ребенка.
Причины агрессии
Зачастую взрослые сами демонстрируют агрессивное поведение, неосознанно подталкивая малыша к подражанию. Рекомендуется проанализировать особенности взаимоотношений в семье. Если оскорбления, насилие являются привычными для конкретной ячейки общества – это проявится и у маленьких наблюдателей. А еще важно не допускать причинения вреда питомцам.
Иногда взрослые мотивируют маленькую личность демонстрировать силу. Такие родители специально устраивают семейные просмотры боевиков, триллеров. Они восхищаются дерзостью своего ребенка-драчуна. А оскорбления из его уст считают милой шалостью. Значит, корректировать поведение подражателя придется психологам, воспитателям.
Частые драки также могут быть проявлением ревности. Родитель может неосознанно окружать лаской лишь любимчика и почти игнорировать нелюбимого ребенка. Некоторые взрослые не успевают заниматься воспитанием каждого маленького домочадца. Или все силы отдают новорожденному, считая, что немного повзрослевший малыш сам справится. Тогда зарождается ревность. Упрекать ревнивца бесполезно. Следует всерьез воспринимать его обиду, чаще показывать нежные чувства.
Усталость ребенка также выражается через ухудшение самоконтроля. Таким образом школьники, которых перегрузили разными внешкольными занятиями, становятся раздражительными, обидчивыми. Важно позволить малышу отдыхать, следует нормализовать график ученика.
Противоположная проблема – неспособность избавиться от накопленной энергии. Это касается гиперактивных малышей. Рекомендуется направить силы непоседы в мирные сферы деятельности. Подойдут прогулки, спортивные активности, неагрессивные разновидности борьбы. Пусть маленькая личность помогает родным, занимается уходом за любимцем, уничтожает сорняки.
Многие одинокие дети жаждут внимания. Поэтому привлекают его через разрушение окружающей среды. А если любимые родственники замечают лишь агрессию маленькой личности – это становится ее методом общения. Необходимо не только отмечать деструктивное поведение, но и вдохновлять школьника на положительные действия. Стоит хвалить непоседу, замечать его дружелюбие.
Основные рекомендации
Важно учесть:
1. Главная задача для родителя – выявить факторы, провоцирующие агрессивные реакции. После чего должна произойти приватная беседа с драчуном. Не рекомендуется заниматься воспитанием перед окружающими. Такие разговоры получаются неэффективными и унизительными для нарушителя. Он лишь обозлится.
2. Стоит тихо разъяснить малышу, почему агрессия осуждается людьми. Даже такие базовые принципы морали ему неизвестны. Он должен услышать, что его жертвам больно, что можно договариваться другими способами. Не допускается применение ярлыков, которые школьник мгновенно запомнит. Они лишь закрепляют его нежелательные черты, нормализуют их.
3. Проявление заботы – сложное умение. И развивают его на практике. Психологи предлагают подыскать маленькому задире собственного любимца или обратить его внимание на дворовое животное. Пусть школьник оберегает, подкармливает беззащитное существо. Отлично подойдет выращивание клумбы, полив вазонов.
Спокойная речь, уместная похвала, выстраивание четкого режима – эти и другие методики перевоспитания считаются проверенными и универсальными. И все же рекомендуется прислушиваться к маленькой личности, подбирая индивидуальный стиль взаимодействия.