Современное родительство вызывает огромный стресс. В нынешних реалиях нашел свое отражение феномен чайлдфри – по многим объективным (и не очень) причинам, люди отказываются заводить и воспитывать детей. Все больше развивается, так называемый, «родительский парадокс» - люди, желающие завести детей и связывающие их рождение с мечтой или счастьем, претерпевают неудобство и дискомфорт после их появления на свет. Как семейная психология разрешает сложившуюся дилемму?
В 2010 году, психологи поставили эксперимент, целью которого являлась проверка теории, утверждающей, что выполнение людьми их базовых потребностей (в том числе материнства и отцовства) – счастливое времяпрепровождение. Результаты оказались положительными, за исключением родительства, которое мало того, что не вызывало счастливых эмоций у супругов, но и увеличивало уровень неудовлетворенности жизни. Тем не менее, во всех иных случаях, когда дело ознаменовывалось достижением желаемого результата, испытуемые чувствовали прилив счастья и мотивации.
Психологи занялись вопросом «родительского парадокса» и выдвинули эволюционную гипотезу, заключающуюся во мнении, что современный уклад и устройство жизни представляет собой куда больше проблем и противоречий для взращивания детей, чем то было 200-300 лет тому назад. Что это значит?
Во-первых, упомянем физиологический фактор. В период беременности и долгое время после нее, женский организм ослаблен – женщина чувствует себя уставшей и невыспавшейся, ей приходится отказываться или откладывать некоторые потребности. То время, которое раньше супруги уделяли только друг другу, теперь уделяется только ребенку. Во-вторых, это социальный фактор. Молодые родители могут быть лишены общения со своими близкими друзьями или родственниками. Мать, находясь в декретном отпуске, не приносит материальную прибыль – это материальный фактор.
Эволюционная теория же заключается в изменении социальной среды. Семьи наших предков вели общинный образ жизни, при котором каждый ее член (а иногда люди, не имеющие родственных связей с семьей) мог принимать участие в воспитании ребенка. Также, время, проведенное ребенком в семье, было гораздо меньше нынешнего. При достижении им подросткового возраста, будь то мальчик – его посылали работать, а если девочка – замуж.
Исследования, проводимые в начале ХХI века, выявили, что пик неудовлетворенности жизнью родителями приходится на ранний и подростковый возраст ребенка. Обосновывается это тем, что в раннем детстве ребенок наиболее уязвим, за ним нужен присмотр, уход, а подростковый период, иначе говоря, бунтарский период, - настоящее психологическое испытание для всей семьи.
Период родительства не заканчивается совершеннолетием своего чада. До окончания ребенком Вуза, до нахождения им достойно оплачиваемой работы, родитель чувствует свою обязанность обеспечивать и поддерживать ребенка во многих планах (в то время, как наши предки, в этом возрасте, давно не были обременены родительским надзором, почувствовали вкус и полноту жизни)
Казалось бы, ситуация безвыходная, но почему же так много людей все-таки стремится завести ребенка? Почему его потеря – огромное горе для всей семьи? Существует иной взгляд на «родительский парадокс»: психологи попросили описать некоторых людей, что они чувствуют, общаясь с ребенком. Результаты оказались интересными – для взрослых людей разговор с ребенком приравнивался к осмыслению жизни и пересмотру своих ценностей. Да, эта эмоция разнится со счастьем от простого приобретения чего-либо. Она более яркая, человечная.