Напряжение в воздухе. Повышение тона, потом произносятся обидные слова, а затем в ход идут руки. Эта динамика хорошо знакома тем, у кого больше одного ребенка. Как и когда нужно вмешиваться?
Степень вмешательства зависит от возраста детей.
1.Когда обоим детям меньше пяти лет. Родители обязаны показать, какое поведение приемлемо. Например, взрослый останавливает руку ребенка, готовую ударить, подчеркивая, что этот жест некорректный и показывает, как нужно приласкать братика или сестричку.
Как только голоса становятся громче, избегать звать старшего, он может почувствовать себя несправедливо обвиненным, надо использовать нейтральную фразу, обращаясь к обоим, например «У вас все в порядке?». Если этого недостаточно и дети не могут решить проблему, взрослые должны вмешаться очень осторожно, не выискивая виноватого. Это очень трудно. Каждая сторона конфликта считает что права. Задача взрослого призвать успокоиться обеих, указать на неверное поведение, но никто не должен понять на чьей он стороне.
2.Когда дети постарше. Лучше не вторгаться в их конфликт, так они могут самостоятельно, используя собственные ресурсы, решать возникающие проблемы. Если не справляются, тогда родитель обращается с просьбой, например: «Я хочу, чтобы вы оба прекратили орать!». Если этого не происходит, детей нужно разделить, так они потеряют возможность играть вместе какое-то время. Сколько минут, решает взрослый, по ситуации.
Целью является не выяснять кто прав кто виноват, а подчеркнуть, что руки в ход идти не должны, это не способ для решения конфликта. Далее необходимо поговорить с каждым ребенком по отдельности, разбирая, что он почувствовал во время ссоры, как назвать это состояние души.
Что делать если конфликты становятся частыми? Стимулировать сотрудничество между детьми, если в течение часа они смогут делать что-то вместе и не ссориться, то их ждет сюрприз, например мороженое или совместная прогулка с мамой и папой. Премируются все дети, вместе.
Если конфликтуют по мелочам? Надо понять основную причину, чего не хватает, это может быть борьба за внимание родителей. В этом случае можно достичь равновесия, уделяя несколько минут в день каждому ребенку в отдельности, давая уверенность в любви и ласке родителей.
Бывает что проблема не в семье, а в окружении. Родственники, друзья, или просто незнакомые люди больше уделяют внимания одному из детей, в силу возраста, симпатии или других факторов. Опасность в том, что обделенный ребенок потеряет самоуважение и уверенность в себе. Родители, заметив подобное, могут чаще обращаться к этому ребенку, выделяя и показывая ему ситуации, в которых он проявил себя молодцом.
В целом, если каждый из детей имеет свое место и пространство в семье, если родители гарантируют индивидуальное внимание, учитывают вкусы и предпочтения каждого, участвуют в занятиях, которые нравятся ребенку, образуется гармония между детьми и конфликты становятся реже.