Ребенок бегает, прыгает, суетится. Ни минуты не сидит на месте. Не ладит со сверстниками, не слушает взрослых. Все забывает, начатое дело бросает на полпути. Гиперактивность – такой вывод сделают воспитатели и учителя. Любящие родители начнут искать выход. Не поможет здесь ни воспитание, ни призывы к порядку. К сожалению, до 18 % современных детей имеют такой диагноз.
Признаки
Не каждый подвижный ребенок считается гиперактивным. Любой малыш может быть себе вполне бойким, но при этом прилежным и соблюдающим порядок учеником. Чего не скажешь о тех, кто этот порядок нарушает, не может сосредоточиться более 10 минут и постоянно отвлекает весь класс. Мальчики страдают этим в большей степени, чем девочки. Все они обладают общими признаками:
1.Постоянно забывают дома учебные принадлежности и вещи. Не записывают домашние задания даже при контроле со стороны учителя.
2.Постоянно отвлекаются, имеют трудности с восприятием информации. При этом могут быстро и правильно выполнять задания.
3.Не могут долго заниматься одним и тем же делом, постоянно перескакивают с одного на другое.
4.Суетливы, находятся в постоянном движении, совершают множество неконструктивных действий.
5.Часто не выполняют правила и указания взрослых. Попросту забывают о них.
6.Не любят писать, имеют неразборчивый почерк.
7.Имеют проблемы в общении со сверстниками. Могут быть через чур высокомерны, задиристы. По любому поводу лезть в драку.
Причины
Основной причиной является неправильная работа головного мозга. Проявляется это в сложности концентрации и удержания внимания. При глубоком исследовании оказывается, что гиперактивностью в детстве страдал хотя бы один из родителей.
Причинами возникновения такого заболевания могут быть тяжелое протекание беременности, родовая травма, тревожность родителей, особенно мамы, также перенесенная ею во время беременности какая-либо инфекция.
Заболевание ребенка, сопровождающееся высокой температурой, что могло бы послужить нарушению работы головного мозга или нервной системы в целом.
Рекомендации родителям
Хвалить ребенка даже за малейший положительный поступок. Такие дети очень чувствительны к похвале и это будет служить мотивацией к дальнейшим действиям. Проявляйте заботу и любовь.
Совместную деятельность лучше организовывать в виде игры с четкими правилами. Это научит ребенка концентрировать внимание на цели. Но не следует на него давить – в этом случае малыш начнет упрямиться и нервничать.
При выполнении домашней работы давайте понятные и точные указания. Лучше, если ребенок их проговорит или запишет. Это стимулирует его на соблюдение порядка, что важно при рассеянном внимании.
В воспитании необходимо проявлять твердость и уверенность. Наказания лучше отменить, но если наказывать, то немедленно. Иначе ребенок не сможет уловить взаимосвязь.
К подростковому возрасту гиперактивность, как правило, проходит. Это связано с взрослением организма и выработкой половых гормонов, которые нормализуют деятельность нервной системы. Ребенок, страдающий в детстве этим недугом, впоследствии умеет приспосабливаться к обстоятельствам, становиться мастером своего дела, умеет работать в стрессовых ситуациях, приобретает качества, важные для современного человека.