Многим случалось видеть в общественных местах гиперактивных детей. Из общей массы людей их выделяют резкость движений, нервозность, капризность, непослушание родителям, истеричность. Непонимающие природу таких проявлений темперамента ребенка, склонны думать, что ребенок избалован и испорчен родительским воспитанием. Но нужно смотреть глубже и допускать, что это поведение может быть продиктовано синдромом гиперактивности.
Что такое гиперактивность у детей и как она проявляется в поведении?
Гиперактивность является следствием психического нарушения, и связана с расстройством поведения у ребенка. Он слишком активен и энергичен, в сравнении с другими, его действия импульсивны и не опираются на здравый смысл. В садике и школе таким детям трудно сосредоточиться на одном занятии, они неусидчивы, снижена концентрация внимания, есть сложности с обработкой и усвоением информации. Четкое обозначение как медицинский диагноз это расстройство получило в 80-х годах прошлого столетия. И стало назваться синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). До того времени, это состояние считалось патологическим.
Когда ребенок достигает возраста 2-3 лет и его необходимо отдавать в детский сад, родители впервые могут столкнуться с симптомами гиперактивности. Чтобы убедиться в правильности своих подозрений, необходимо обратиться к психологу, чтобы вовремя диагностировать и выработать правильную тактику сглаживания проявлений этого состояния. Симптоматика СДВГ следующая:
1) гиперактивность и импульсивность: ребенок не может долго находиться в одной позе (вскакивает или выкрикивает с места, непроизвольно резко двигается), наблюдается нервозность жестикулирования и ее бесконтрольность, быстрый бег. Ребенок не может спокойно и до конца выслушать обращенный к нему вопрос, перебивает собеседника, вмешивается в разговоры взрослых людей;
2) признаки дефицита внимания: рассеянность ребенка, невозможность сосредотачиваться на одном предмете и замечать его детали, забывчивость, неспособность отвлечься от фонового шума вокруг (отвлекается от занятий на любые раздражители), сложные задачи, требующие серьезного напряжения ума, вводят ребенка в уныние, он уклоняется от них. Взявшись за определенное задание, такой он часто не может довести его до завершения, отличается от других детей несобранностью и плохой концентрацией внимания.
Причины гиперактивности у детей
Предпосылками проявления гиперактивности у ребенка могут быть внутриутробное развитие, наследственные факторы и травмирующие события после рождения малыша. Установлено, что синдром СДВГ чаще возникает у детей, чьи родители в детстве сами страдали подобным расстройством. Также важно качественное протекание беременности, любые внутриутробные инфекции, тяжелые и преждевременные роды, использование щипцов и полученные родовые травмы повышают риск появления СДВГ. После рождения ребенка риски не уменьшаются, и возможные травмы головы, в результате падения с высоты, например, могут спровоцировать развитие гиперактивности. По статистике, мальчики страдают гиперактивностью чаще, чем девочки. Это обусловлено биологией человека. У детей мужского пола созревание мозга, во время беременности матери, происходит медленнее, и по весу мальчики крупнее девочек.
Как воспитывать детей с синдромом СДВГ?
Сразу нужно понимать, что этот диагноз не лечится, его можно лишь корректировать, сглаживания проявления гиперактивности. Родителям нужно сохранять спокойствие и набраться терпения при воспитании такого ребенка. Необходим комплекс мер медикаментозного, врачебного характера, и активное участие родителей. Чтобы успокоить чрезмерно возбудимую нервную систему ребенка могут быть назначены препараты седативного характера, и лекарства, улучшающие мозговую деятельность. Также нужны рекомендации психологов и педагогов, их регулярное наблюдение. Что же делать родителям, оставаясь наедине со своим ребенком, который сводит с ума своими криками и прыжками с утра до ночи?
В течение всего дня, особенно, если ребенок уже не спит днем, его нервная система накапливает возбуждение, и к вечеру успокоиться не получается. В таких случаях можно сделать следующее: ограничить или исключить просмотр телевизора, планшетов и телефонов в вечернее время, отвлекать от активных игр, бега и прыжков, переводя внимание ребенка на успокаивающие занятия (лепка, рисование, чтение). Если вид из окна позволяет, вместе с ребенком можно полюбоваться красотами вечернего города, его огнями и неоном. Можно выпить успокаивающие травяные отвары вместо чая, убрать резкие звуки в квартире, включить спокойную и расслабляющую музыку, и сделать ребенку массаж.
От самих родителей требуется максимальное спокойствие, не нужно кричать на ребенка, действовать методом приказов и запретов, чем чаще он слышит от отца и матери слово «нет», тем чаще и с возрастающим упорством он будет действовать в противовес. За все успехи и достижения гиперактивного ребенка нужно обязательно хвалить и поощрять. Чтобы сконцентрировать рассеянное внимание, задачи и просьбы стоит формулировать четко, конкретно, при этом указывать точное время их выполнения. Режим сна и отдыха важно соблюдать, переутомление у таких детей наступает быстро, и пусть короткие, но передышки, необходимы. Подрастая, гиперактивные дети, для применения своей энергии, могут заняться активными видами спорта, это поможет и сбросить напряжение, и обрести уверенность в своих силах.
В основе всего этого должна лежать родительская любовь, любовь безусловная, в которой ребенок не должен сомневаться. Тогда, совместными усилиями, гиперактивность можно обратить во благо.