Самим учащимся их агрессивность доставляет много трудностей: проблемы в общении со сверстниками, в классе, дальше со взрослыми, с близкими.
Агрессивность, как правило, часто в подростковом возрасте приобретает форму отклоняющегося поведения, вплоть до помещения детей в специальные заведения для несовершеннолетних. Им свойственны вспыльчивость, нетерпимость (к чужим недостаткам), несдержанность, раздражительность, неуравновешенность, оппозиция против установленных норм, драчливость, злые шутки и грубости.
Но так как дети не знают как можно по-другому себя вести с окружающими, просто не умеют иначе, они не понимают, что эта психологическая проблема и в дальнейшем может «вылиться» в социальное отклонение.
Агрессия может быть вербальной (словесной), косвенной (выкрики в толпе), физической, сюда относят и негативизм (против норм и правил общества).
Агрессия может быть направлена на:
• достижение своей цели;
• самоутверждения;
• психологической разрядки;
• преодоление трудностей и так далее.
Причины вспыльчивого поведения
Причины семейного дисгармоничного воспитания (неблагополучного):
• родители сами допускают подобное отрицательное отношение своих чад к себе, не пресекая его;
• взрослые чересчур опекают детей, все им позволяют;
• авторитарное, подавляющее общение в кругу семьи. В итоге ребенок мстит близким за их отношение, а уже это сформировавшееся отношение он переносит на других людей.
• в семейных отношениях кто-либо прибегает к агрессивным формам общения.
Если присутствуют хоть один из пунктов в семье, значит нужно пересмотреть свой стиль воспитания и поведения.
Другие причины:
• низкий социальный статус ребенка в детском коллективе;
• неумелость его в социальных контактах, несформированность коммуникативных навыков;
• врожденные акцентуации характера школьника (уже врожденное заострение некоторых черт характера);
• сила и равновесие нервных про¬цессов;
• возможно влиянием учителей и воспитателей, сверстников (как вариант, но каждый случай индивидуален);
• детская психологическая травма;
• средства мас¬совой информации. Подсознательно происходит копирование импульсивных форм поведения, копирование способов решить проблемы силой.
Практические приемы для снижения агрессии
Обучить приемам саморегуляции (приемы релаксации, дыхательные упражнения).
Поговорить с ребенком о его поведении, о его потребностях, выяснить эмоциональные переживания.
Повышение самоуважения детей.
Сформировать положительный план, образ будущего.
Записать на спортивную секцию (не борьба!). Перенаправить излишнюю энергию в другое русло.
Прослушивание, чтение сказок, обсуждение моральных поступков главных героев (по агрессивной тематике). Если родители хотят снизить несдержанную форму поведения, необходимо подготовить специальную литературу.
Упражнение «Мусор». В момент раздражения пусть ребенок сминает бумагу и бросает ее в корзину.
Упражнение «Злой персонаж». Можно распечатать или попросить нарисовать отрицательного персонажа, героя мультфильма или сказки. Задача ребенка сделать рисунок «добрым».
Таким образом, несколько практических рекомендаций помогут в воспитании импульсивного ребенка. Нельзя упускать родителям малейшие изменения в поведении детей, последствия могут быть для близких и самих детей не положительными.