Молодые родители часто анализируют, как относились к ним мать с отцом:
были слишком строги, приторно добры, или требования, поощрения, наказания всегда были объективны и в меру. В таких случаях выбирается стиль воспитания родителей или с точностью наоборот. Разумнее не оглядываться назад, а выработать стиль с учётом индивидуальных особенностей своей семьи и начинать воспитания с первых месяцев рождения малыша,
Особая среда
В каждом возрасте происходят уникальные изменения в ребёнке, нужно научиться их выявлять и использовать в формировании дисциплины. Взрослые не всегда мобильны. Им трудно принять, что их методы уже устарели и на данном возрастном этапе детства не работают. И наоборот, родители не принимает несоответствие физического и эмоционального развития, если младенец быстро прибавляет в росте, то с ним начинают общаться как с более старшим ребёнком. Взрослые пытаются влиять на ребёнка с помощью чувства страха, гнева, стыда. При этом нарушается только зарождающаяся привязанность, травма которой может больно откликнуться в подростковом возрасте.
Шаг за шагом
К году ребёнок воспринимает и старается выполнять первые элементарные инструкции при условии доверия значимому взрослому. Помимо внутреннего принятия, родитель постоянно должен демонстрировать его внешние проявления:
- ежедневный зрительный, тактильный, словесный контакт,
- невмешательство в детскую активность,
- понимание и принятие чувств ребёнка.
Для детей важно, чтобы выделялось время на 100% общение, когда родительское внимание не переключается на других членов семьи, гаджеты, телефонные разговоры. Именно в эти моменты закладываются умения слушать и слышать родителя. До трёх лет для ребёнка необходимы простые, короткие, непротиворечивые правила. Обязательно этих норм должна придерживаться вся семья. Сталкиваясь с противоречиями, ребёнок не воспринимает или отвергает требование родителя. Если новое правило вводится, когда предыдущее не сформировано и не отработано, оба будут до конца не поняты и не приняты к исполнению.
В раннем возрасте запрет обязательно должен сопровождаться жестом, движением: придержать, отодвинуть, убрать, увести. Запрещающих правил не должно быть много. При многочисленных «нет» трудно какое-то из них не нарушить. Не должно быть размытых запретов, сегодня нельзя, а завтра по каким-то причинам можно. Нежелательное действие должно быть моментально остановлено. Иначе у ребёнка сформируется привычка не считаться с родительскими требованиями.
Кнут и пряник
Часто родители, при отсутствии зримого результата разочаровываются в воспитательных приёмах и переходят к принципу «нарушение – наказание». При этом не учитывают своё внутреннее состояние, микроклимат в семье, индивидуальные особенности ребёнка. Наказание, каким бы мягким оно не было, неэффективно в этом возрасте. Процессы анализа, установления причинно-следственных связей ещё не сформированы. Проще предотвратить нежелательное поведение или вовлечь ребёнка в другое действие.
Необходимо замечать, позиционировать желательное поведение ребёнка, обязательно поощрять ребёнка, тем самым закрепляя положительную модель. Поощрение эффективнее в момент совершения нужного действия, потому что ребёнок осознает, что именно сейчас родители довольны, он поступает правильно. Эмоциональное взрослое реагирование способствует неоднократному повторению, закреплению навыка положительного детского поведения.
Родительская мудрость, терпимость, систематичность, единство, принятие – фундамент детского послушания. Ребёнок приходит в мир как чистый лист. Если что-то пошло не так в воспитании, в первую очередь родители должны не винить ребёнка, а разобраться, что они делают не так.