Многие родители путают избалованность со здоровой самооценкой. Их капризные малыши им кажутся просто особенными и свободными личностями. А некоторые взрослые стремятся искупить вину, повинуясь каждому требованию школьника. Укрепление авторитета, установление рамок и проявление гибкости – трудные, но важные задачи для родителей.
Суть проблемы
Эксперты считают массовую избалованность нового поколения большим трендом, связанным с чувством вины слишком занятых взрослых. Сейчас нередко работать приходится всем родственникам малыша, включая даже бабушку. А родителей школьники могут не видеть неделями.
Так ослабевает авторитет родных людей для маленькой личности, забываются некогда установленные границы поведения. А главное – у взрослых членов семьи формируется чувство вины. Быстро компенсировать дефицит воспитания не удается, из-за чего возникают условия для вседозволенности. Родные позволяют маленькому манипулятору все, стремятся радовать любой ценой. Неизбежно развивается самоуверенность, эгоцентризм у школьника. Таких детей называют избалованными. Внешние проявления – истерики малыша и пассивность его родных.
Рекомендации
Главная задача – избегать повторных предупреждений, которые со временем перестанут восприниматься маленьким непоседой. Так авторитет того, кто установил рамки, постепенно разрушится. Одного спокойного предупреждения достаточно. При непослушании сразу придется наказывать малыша. Стоит принять неизбежность возникновения недовольства у наказанного школьника. И настойчиво действовать согласно собственным правилам.
Вторая базовая задача для взрослых – контроль над собственными эмоциональными реакциями. Даже после проявления гнева следует остановиться, успокоиться. Далее важно озвучить необходимые мысли тихо, спокойно. Ровный голос, сдержанность родителя позволяют быстро успокоить капризного ученика. Только так дети способны воспринять слова окружающих. Любые эмоциональные громкие фразы будут ими проигнорированы.
И все же дети расстраиваются, искреннее переживают. Трудно не сопереживать малышу. Рекомендуется поддержать ребенка, установив при этом контакт глазами. Стоит сесть, усадить нарушителя рядом, обнять. Важно продемонстрировать эмпатию. Но одновременно необходимо показать, что все правила остаются в силе. Придется проявить уверенность, решительность. При этом школьник почувствует, что любим, несмотря на проступок. Данный прием способствует его успокоению.
Необходимо доходчиво разъяснять детям, почему родитель недоволен, в чем они провинились. Стоит направлять маленькую личность, предлагать допустимые варианты поведения. Зачастую ребенка наказывают, не озвучив причину. А значит, наказание окажется неэффективным, школьник повторит ошибку.
Неправильные реакции родителей
К ним относят:
1. Попытки торговаться: так снижается авторитет родителя, ведь дети начинают диктовать правила. Ребенка важно выслушать, успокоить. Но рамки устанавливаются лишь взрослыми.
2. Стремление оправдаться: оборонительная позиция ослабляет действие слов родителя, снижает его авторитет.
3. Проявление слабости: допускается сочувствие, но не изменение собственной позиции.
4. Продление наказаний: любые решения должны казаться обязательными. Важно озвучить четкое время, когда неприятные последствия закончатся. Это вдохновляет быть послушным.
5. Неподходящие наказания: такие последствия должны соответствовать проступку нарушителя, его возрасту. Ели незначительные нарушения приводят к слишком длительному и серьезному наказанию – такие методики перестанут воздействовать на школьника.
Повзрослевшая избалованная личность станет проблемой и для окружения, и для себя. Отсутствие самоконтроля, эмпатии – путь к социальной изоляции и всевозможным коммуникативным расстройствам.