Как правило, личность формируется в детском возрасте. Однако на данный процесс оказывают влияние несколько факторов. Причем самыми главными считаются:
- отношение родителей,
- социальная жизнь: садик, школа.
Во время воспитательного процесса взрослые стараются выбрать различную направленность, опираясь на различные подходы, которые часто приводят к тем либо иным результатам.
1. Объектный.
Который характеризуется тем, что малыш рассматривается как объект воспитания. А сам воспитательный процесс, как внешнее воздействие на него. К тому же формирование личности тоже имеет внешний характер, и не затрагивает индивидуальные черты самого ребенка, а также его внутренний мир. Родители просто на него воздействуют, а он все это принимает. Послушание строится на страхе, но никак не на уважении.
Главный недостаток в подобном воспитании состоит в торможении формирования личности. Малыш не видит никакой ценности в своих мыслях и делах, он делает только то, что от него требуют.
Кроме того объектный подход делится на два вида:
- авторитарный, когда взрослые влияют на ребенка слишком властно и требуют неукоснительно им подчиняться. Это, как правило, ему не слишком нравиться, ведь всем детям свойственна свобода.
- манипуляторный, точно такой же, как и авторитарный. Однако с тем отличием, что малыш часто не понимает, что на него идет влияние. И у него часто появляется иллюзия того, что все решения, поступки он выполняет по своему желанию.
2. Субъектный.
Когда ребенок воспринимается не как объект, а как субъект. Его индивидуальные особенности являются важной ценностью. Да и родители стараются развивать детские таланты и внутренний мир. В итоге малыш самостоятельно строит свою систему ценностей, соотнося с окружающим его миром. Причем он не становится распущенным, и не выполняет все требования родителей моментально. Он формируется согласно личным потребностям, при этом, не забывая о важной роли общества, а также тех ценностях, которые в нем существуют.
3. Современный.
Является усовершенствованием детского духовного мира, равноправием между воспитанником и воспитателем, а также их гармоничным сотрудничеством. Более того, часто характеризуется тем, что все считаются субъектами в процессе воспитания. Родители выбирают только те методы, благодаря которым происходит стимулирование при формировании индивидуальных особенностей малыша и он запросто становится равноправным партнером.